Программа дополнительной образовательной услуги для детей Прикамушки

1

2

Актуальность
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые
проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление
сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной
жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится
государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках.
На каждом возрастном этапе дошкольного детства патриотическое
воспитание имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте у
ребѐнка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо
связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в
языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх,
впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях
людей, среди которых он живет. Насыщенные яркой образностью и
выразительностью произведения устного народного творчества, авторские
сказки и сказы писателей родного края имеют особую силу воздействия на
чувства и воображение ребенка, формирует нравственные и патриотические
качества.
Чудесные местные легенды, сказки, песни, обычаи, исторические
повествования, а так же многообразие различного краеведческого материала
может стать основой замечательных спектаклей, театрализованных
представлений, литературно - музыкальных композиций, исполняемых
детьми.
Театральное искусство отличается оригинальными условными
приемами и средствами приобщения детей к духовной культуре своего
народа, вызывает положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное
восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и
что некрасиво, развивает творческие способности.
Учитывая уникальные особенности театральной деятельности
в
развитии детей, было решено организовать арт-студию «Прикамушки».
Актуальность программы арт-студии «Прикамушки», обусловлена:
потребностью культурной преемственности, самобытности, социо культурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном
пространстве;
- возможностью
патриотического воспитания детей через
приобщение к истокам русской культуры и народным традициям, прежде
всего к истокам культуры и духовным корням родного края;
- развитием эстетики, через усвоение народного искусства, этики,
традиционных ритуалов и обрядов;
3

- усвоением знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Пояснительная записка
Теоретические основы программы
В основе программы лежит идея использования игр, легенд, мифов,
притчей, произведений писателей Пермского края, календарных обрядовых
праздников народов Прикамья в постановках театральных миниатюр и
представлений с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа осуществляет комплексное обучение ребенка актерскому
мастерству, сценической речи, знакомит с
наследием устного и
нематериального культурного наследия народов Прикамья, формирует
навыки в изобразительной деятельности и дизайне.
Программа рассчитана на 1 год с детьми 6 – 7 лет.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование целостного представления о малой родине,
развитие патриотических и гражданских чувств посредством театральной
деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с легендами, мифами, притчами, календарными
обрядовыми праздниками народов Прикамья, с произведениями писателей
Пермского края;
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной
мудрости, красоты и жизненной силы;
- познакомить с основами актерского мастерства.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к национальной культуре и играм
родного края;
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие,
честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к
традициям русского народа, своего края, уважение к взрослым и
сверстникам;
Развивающие:
- сформировать интерес к культурно – историческому прошлому
России и родного края;
- сформировать навыки игры в инсценировках театральных миниатюр
и праздничных театрализованных представлениях на основе устного
народного творчества Прикамья и произведений писателей Пермского края;
- сформировать навык публичного выступления среди сверстников;
- развивать активное восприятие сценического мастерства посредством
театрального искусства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Знать:
1.
Основные праздники народного календаря;
4

2.
Костюмы народов Пермского края (русские, татарские, комипермяцкие и др.).
3.
Заклички, игры, поговорки, пословицы, шутки, небылицы, легенды и
мифы о родном крае;
4.
Знать основы театрального мастерства (имитировать характерные
движения сказочных героев, сопереживать героям сказок, эмоционально
реагируя на поступки героев);
5.
Знать элементарные термины (театр, режиссер, актер, сцена, зрители,
декорация, реквизит и т.д.);
Уметь:
1.
Разыгрывать сценки, театрализованные игры, обычаи, обряды;
2.
Выразительно декламировать;
3.
Работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
4.
Выполнять упражнения по актерскому мастерству и сценической речи;
5.
Объяснить значение праздников народного календаря;
6.
Играть в инсценировках, театральных миниатюрах и праздничных
театрализованных представлениях.
Особенности реализации программы
Уровень
усвоения
данной
программы
определяется
как
общекультурный.
Новизна программы
характеризируется включением детей в
постановку театральных миниатюр и спектаклей, разработанных на основе
игр, легенд, мифов, притчей и календарных праздников народов Прикамья,
произведений писателей Пермского края. В программе отражены моменты
истории, краеведения, дизайна, театра, музыки и т.д. Она может
существовать в синтезе с другими педагогическими программами
художественно-эстетического направления.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
реализации задачи патриотического воспитания, передачи накопленного
духовного опыта, ценностей народной культуры посредством театрально –
игровых методов, в формировании культурного фундамента личности
ребенка и раскрытие яркой творческой индивидуальности, уважающей
взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному
наследию народной театральной культуры как части общечеловеческой
культуры.
Основные направления программы
1.
Краеведение. Беседы о традиционном быте русского народа в
Пермском крае. Обзорные сведения о других народностях. Знакомство с
некоторыми географическими памятниками природы Пермского края через
легенды, сказания, мифы и притчи.
Задачи: Развивать у дошкольников интерес к родине, родному краю, его
достопримечательностям,
традициям,
событиям
прошлого
и
настоящего; формировать первичные представления об особенностях
природы родного края.
5

2.
Основы театральной культуры. Этот раздел работы призван
познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства;
виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
3.
Чтение художественной литературы.
Предполагает чтение книг: «Чудесное Прикамье» К.Б Гашевой «Сказки,
стихи, рассказы, загадки о Пермском крае и его чудесах», «Сказы народов
Пермского края», знакомство с потешками, закличками, песенками,
прибаутками русского народа.
Задачи. Познакомить детей с устным народным творчеством Прикамья и
писателей Пермского края, способствовать развитию литературной речи;
приобщать детей к словесному искусству, в том числе художественного
восприятия и эстетического вкуса.
4.
Театральная игра
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать
нравственно-этические качества.
5.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать
развитие естественных психомоторных способностей дошкольников,
свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
6.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
6

творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
7.
Работа над спектаклем.
Включает в себя темы «Знакомство сказкой» (совместное чтение сказки и
сценария к ней) обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в
форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов; создание декораций; дети
знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по
содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать; репетиции отдельных
картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми.
Модульная структура программы
1 модуль. «Об искусстве театра и танца»
2 модуль. «Рождение артиста»
3 модуль «Рождение спектакля»
Структура занятия
 Ритмопластика
 Беседа
 Артикуляционная гимнастика
 Дыхательная гимнастика
 Двигательная практика
 Мастерская образа
Формы проведения занятий
 игра;
 иллюстрирование;
 изучение основ сценического мастерства (мимика, пантомима, язык
жестов, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм, диалог,монолог) ;
 мастерская костюма, декораций;
 инсценирование сказок;
 постановка спектакля;
 посещение спектакля (просмотр спектаклей, беседа после просмотра
спектакля).
Условия и средства
необходимые для работы организации
занятий:

помещение для занятий (музыкальный зал, группа);

ТСО ( ноутбук, музыкальная колонка, мультимедиа);

фонотека, необходимые для спектакля музыкальные произведения в
записи;

атрибуты, театральные костюмы, ростовые куклы; наборы кукольных
театров.
Формы обучения:

фронтальная;
7




по подгруппам;
индивидуальная.
Организация занятий:
Возрастная группа: 6 - 7 лет:
Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Занятия организуются с детьми в количестве 12-15 человек.
Календарно-тематический план

Этапы обучения

Содержание

Всего

Модуль «Об искусстве театра»
Беседа о театре

2

октябрь
Модуль «Рождение артиста»
октябрь,
ноябрь
декабрь,
январь
февраль,
март

Актерский тренинг

35

Модуль «Рождение спектакля»
март,
апрель,
май

Актерский тренинг/ Постановка спектакля

21

1
май
Всего

Спектакль
59

8

Перспективное планирование
Месяц,
№
Тема
Программное содержание
неделя
1.
Модуль «Об искусстве театра»
Задачи: Познакомить детей с создателями спектакля, с театральной терминологией, с
устройством зрительного зала и сцены. Развивать умение творчески интерпретировать
содержание произведения. Воспитывать устойчивый интерес к театральному искусству,
к литературному и игровому наследию родного края.
Октябрь
1.1.
«Как хорошо, что есть
1.Ритмопластика.
I.
театр»
2. Беседа: «Что такое театр»
Объяснить значение слов: эмоции,
мимика, жесты, сценическая речь,
интонация, пластика, театральное
мастерство, гримм, маски.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Описание: Улыбнуться без
напряжения так, чтобы были видны
передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы
губ в таком положении под счѐт от 1
до 5-10.
4. Разучивание скороговорок.
5. Народная игра «Горелки»
I.

1.2.

«Театральная азбука».

1.Ритмопластика.
2. Презентация «Профессии театра».
3. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Описание: Улыбнуться без
напряжения так, чтобы были видны
передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы
губ в таком положении под счѐт от 1
до 5-10.
4. Интонационное разучивание
Скороговорки.
5. двигательная практика
Пантомима «Легкий ветерок и
цветок»
5. Мастерская образа
9

Инсценировка потешки
Глупый Иван
Ни людям, ни нам:
Огонь маслом тушит,
Решетом в воде звезды ловит,
За мухой гоняется с обухом,
За комаром — с кнутом;
В колодец — воду льет,
В лес — дрова везет.
Личико беленько,
Да ума маленько.
2. Модуль «Рождение артиста»
Задачи:
Продолжать обучать детей использовать для передачи образа выразительные средства
(мимика, пантомимика, жесты и т.д.).
Развивать интонационно-образную и языковую выразительность речи. Самостоятельно
создавать эскизы персонажей. Свободно подбирать музыкальные характеристики к
персонажам.
Воспитывать эмоциональный интерес к театральному искусству.
II.
2.1.
«Наши эмоции»
1.Ритмопластика.
Инсценировка потешки
2.Знакомство с эмоциями, как
«Заинька маленький»
средством выразительности передачи
образа героя.
3.Артикуляционная гимнастика
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ
вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы
вперѐд «трубочкой». Удерживать их
в таком положении под счѐт от 1 до
5-10.
Интонационное разучивание
Заклички народов Пермского края
4. Мастерская образа
Игра «Угадай эмоцию».
Инсценировка потешки «Заинька
маленький»

II.

2.2.

Эмоция «Радость»
Пантомима

1. Ритмопластика 2.Дыхательная
гимнастика «Тряпичная кукла».
Вдох – руки поднять вверх «в замок»,
выдох – бросок расслабленного тела
вправо, влево, вперед.
Интонационное разучивание
Поговорки народов Пермского края.
3. Двигательная практика
10

Игра «Поиграем – угадаем»
4. Мастерская образа
Эмоция «Радость»
Пантомима небылицы
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам висят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели
И на воздухе присели.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

III

2.3.

Эмоция
«Страх»
Инсценировка
потешки:
«Чигарики-чокчигары,
Комарики... мухи-комары»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Дерево на
ветру»
ИП: сидя на полу, скрестив ноги
(варианты: сидя на
коленях или на пятках, ноги вместе).
Спина прямая.
Поднимать руки вверх над головой с
вдохом и
опускать вниз, на пол перед собой с
выдохом,
немного сгибаясь при этом в
туловище, будто гнется дерево.
3. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
11

Описание: Улыбнуться без
напряжения так, чтобы были видны
передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы
губ в таком положении под счѐт от 1
до 5-10.
Интонационное разучивание Шутки
народов Пермского края.
4. Двигательная практика
Игра «Шуршунчки шуршат»
5. Мастерская образа
Эмоция «Страх»
Инсценировка
потешки: «Чигарики-чок-чигары,
Комарики... мухи-комары»
III

2.4.

Эмоция «Умиление»
Инсценировка потешки
«Котик, коток, упрямый
лобок»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Дерево
на ветру»
ИП: сидя на полу, скрестив ноги
(варианты: сидя на
коленях или на пятках, ноги вместе).
Спина прямая.
Поднимать руки вверх над головой с
вдохом и
опускать вниз, на пол перед собой с
выдохом,
немного сгибаясь при этом в
туловище, будто гнется дерево.
3. Артикуляционная гимнастика
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ
вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы
вперѐд «трубочкой». Удерживать их
в таком положении под счѐт от 1 до
5-10.
Интонационное разучивание
Поговорки народов Пермского края.
4. Двигательная практика
Игра – пантомима «Нос, умойся»
5. Мастерская образа
Инсценировка потешки
Котик, коток,
Кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот,
12

IV

2.5.

IV

2.6.

Ноябрь
I.

2.7.

Календарный праздник
народов Прикамья
«Праздник Богини
Макошь» (Мать
благополучия, урожая. 22
октября)
Эмоция «Отвращение»
Инсценировка потешки

Эмоции «Тревога»,
«Изумление»

К себе милую ждѐт.
Кошечки в окошечке,
Кошурки в печурке,
Котятки в подлавке.
— А кто у вас бо́льший?
— А кто у вас меньший?
— Мы все подрастѐм,
За мышами пойдѐм.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас добром поджидать.
Инсценировка
Импровизация.
Мастерская образа
Двигательная практика

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного,
длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире
плеч. На вдохе
сложите руки топориком и
поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора,
вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус
наклоните,
позволяя рукам "прорубить"
пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с
ребенком шесть-восемь раз.
3. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной
моторики.
Описание: Улыбнуться, показать
верхние и нижние зубы. Удерживать
до 10.
Интонационное разучивание Песенки
народов Пермского края.
4. Двигательная практика
Упражнение «Просыпаемся»
5. Мастерская образа
Этюд: «Солѐное варенье»
1.Ритмопластика.
2.Артикуляционная гимнастика
13

I.

2.8.

Знакомство с
произведением «Кто мы?»

«Поцелуйчик» На счет «раз»
сомкнутые губы вытянуть вперед,
как для поцелуя; на счет «два» губы
растянуть в улыбку, не обнажая
зубов. Сомкнутыми вытянутыми
губами двигать вперед вверх – вниз,
вправо – влево; делать круговые
вращения по часовой стрелке и
против неѐ.
3. Мастерская образа
Знакомство с эмоциями «Тревога»,
«Изумление».
4. Знакомство с произведением
Альмира Зебзеева
«Кто мы»
5.Двигательная практика
Зажимы по кругу
Участники идут по кругу и по
команде педагога напрягают правую
руку, правую ногу, левую руку,
левую ногу, поясницу, обе ноги, все
тело. Напряжение в заданном участке
тела должно быть сначала слабым и
постепенно нарастать до предела. В
состоянии предельного напряжения
участники должны идти 15-20
секунд, потом по команде педагога
нужно полностью сбросить
напряжение, то есть расслабить
напряженный участок тела целиком.
Интонационное разучивание
Разучивание считалки Дни недели
(М. Погарский)
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

Постановка театральной
миниатуюры. Обсуждение

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
14

произведения «Кто мы?» по
ролям.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного,
длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире
плеч. На вдохе
сложите руки топориком и
поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора,
вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус
наклоните,
позволяя рукам "прорубить"
пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с
ребенком шесть-восемь раз.
3. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной
моторики.
Описание: Улыбнуться, показать
верхние и нижние зубы. Удерживать
до 10.
Интонационное разучивание
Повторение заклички
4. Двигательная практика
Упражнение «Прыгаем по лужам»,
«Большая гора»
5. Мастерская образа
Этюд «Облака, солнце, флаги»

II.

2.9.

Эмоция «Паника»
Постановка миниатюры
Альмира Зебзеева
«Кто мы?»

II.

2.10.

Эмоция «Спокойствие»
Постановка миниатюры
Альмира Зебзеева
«Кто мы?»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
«Львенок греется» - Мягким, долгим
выдохом (как бы беззвучно
произнося слог ха), который у нас
называется «теплым дыханием»,
греть последовательно ладони, локти,
плечи, грудь, живот, колени, стопы
«хвост».
3. Мастерская образа
Эмоция «Паника»
4.Работа над постановкой
миниатюры Альмира
Зебзеева «Кто мы?»
4. Игра «Игровая»
1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Сердитый
ежик»
Встаньте, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик
15

во время опасности сворачивается в
клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову
опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый
сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный
ежик.
Повторить три-пять раз.
3. Артикуляционная гимнастика
«Пяточок»
Цель: развитие артикуляционной
моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы
пятачком и покрутить им вправовлево, вправо-влево(8-10 раз).
4. .Работа над постановкой
миниатюры Альмира
Зебзеева «Кто мы?»
5. Игра «Дедушка Рожок»
1.
Ритмопластика.
2.
Артикуляционная гимнастика
«Хомячок» Пожевать воображаемую
жвачку так, чтобы двигалось все
лицо. Начиная со второго раза,
добавляется хвастовство. Участники
разбиваются на парам и хвастаются
лицом перед другом, у кого вкуснее
жвачка.
3.
Мастерская образа.
Знакомство с эмоцией «Восхищение»
Работа над постановкой миниатюры
Альмира
Зебзеева «Кто мы ?»
4. Игра «Татарский плетень»
1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Петух».
Встать прямо, ноги врозь, руки
опустить. Поднять руки в стороны, а
затем похлопать ими по бѐдрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
Повторить 5 – 6 раз.
3. Мастерская образа
Этюд «Обида»
Постановка миниатюры Альмира
Зебзеева «Кто мы?»

III.

2.11.

Эмоция «Восхищение»
Постановка миниатюры
Альмира
Зебзеева «Кто мы?»

III.

2.12.

Эмоция «Обида»
Постановка миниатюры
Альмира Зебзеева
«Кто мы?»

IV.

2.13.

Представление театральной
миниатюры Альмира
Зебзеева

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
«Сердитый ежик»
16

«Кто мы?»

Встаньте, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в
клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову
опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый
сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный
ежик.
Повторить три-пять раз.
3. Представление театральной
миниатюры Альмира Зебзеева
«Кто мы?»

IV.

2.14.

Знакомство со сказкой коми
– пермяков «Полюд, Ветлан
и Вишера»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
«Сердитый ежик»
Встаньте, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в
клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову
опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый
сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный
ежик.
Повторить три-пять раз.
3. Артикуляционная гимнастика
Пяточок»
Цель: развитие артикуляционной
моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы
пятачком и покрутить им вправовлево, вправо-влево(8-10 раз).
4. Знакомство со сказкой коми –
пермяков «Полюд, Ветлан и Вишера»
5. Мастерская образа
Этюд «Гора и река»

V.

2.15.

Знакомство со сказкой коми
– пермяков «Пера-богатырь
и Водяной»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Гуси
летят»
Медленная ходьба. На вдох – руки
поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с
произнесением длинного
17

звука «г-у-у-у».
3. Артикуляционная гимнастика
«Хомячок» Пожевать воображаемую
жвачку так, чтобы двигалось все
лицо. Начиная со второго раза,
добавляется хвастовство. Участники
разбиваются на парам и хвастаются
лицом перед другом, у кого вкуснее
жвачка.
4. Знакомство со сказкой коми –
пермяков «Пера-богатырь и
Водяной»
5. Мастерская образа
Этюд «Богатырь и водяной»
Декабрь
I.

2.16.

Эмоция «Стыд»
Инсценировка присказки
«Жил-был карась –
Вот и сказка моя началась»

I.

2.17.

Эмоция «Интерес»
Знакомство с
произведением Альмира
Зебзеева «Земля широка –
все поместимся».

II.

2.18.

Эмоция «Ликование»

1.Ритмопластика.
2. Дыхательная гимнастика «Часики»
стоя, ноги слегка расставить, руки
опустить. Размахивая прямыми
руками вперед-назад, произносить
«тик-так». Повторить 10 раз.
3. Творческие самовыражение
Знакомство с эмоцией «Стыд». Этюд
«Кто съел варенье»
Инсценировка присказки «Жил-был
карась –
Вот и сказка моя началась»
1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Гуси
летят»
Медленная ходьба. На вдох – руки
поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с
произнесением длинного
звука «г-у-у-у».
3.Артикуляционная гимнастика
Хомячок» Пожевать воображаемую
жвачку так, чтобы двигалось все
лицо. Начиная со второго раза,
добавляется хвастовство. Участники
разбиваются на парам и хвастаются
лицом перед другом, у кого вкуснее
жвачка.
4.Чтение произведения Альмира
Зебзеева «Земля широка – все
поместимся».
5.Двигательная практика
Пантомима «Приветствие»
6.Мастерская образа
Этюд « Интерес»
Игра «Заря – зарница»
1.
Ритмопластика.
18

Пословицы и поговорки
Прикамья

II.

2.19.

Этюд «Кама - река»

2.Артикуляционная гимнастика
«Рожицы». Поднять правую бровь.
Опустить. Поднять левую бровь.
Опустить. Поднять и опустить обе
брови. Не раскрывая губ, подвигать
нижней челюстью вверх, вправо,
влево. Пораздувать ноздри.
Пошевелить ушами. Лицом сделать
этюд «Я мартышка, которая
слушает». Вытянуть лицо в улыбке.
Не разжимая зубов, поднять
верхнюю губу и опустить еѐ.
Проделать то же самое с нижней
губой. В конце этого упражнения
дать задание скорчить рожицу.
3. Интонационное разучивание
Поговорки народов Пермского края
Где живѐм, там и нужны
Глаза боятся, а ноги несут
Дважды подумай, один раз скажи
Кто в рощу, кто в лес
Лапоть сапогу не пара
Не глиняный, не размокнешь
По коню и сбруя
5.
Двигательная практика. Игра –
пантомима «Был у зайки огород»
1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Часики»
стоя, ноги слегка расставить, руки
опустить. Размахивая прямыми
руками вперед-назад, произносить
«тик-так». Повторить 10 раз.
3. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
4. Чтение произведением с
разучиванием
И течёт, набравши силу,
Кама, звёзды отражая,
Как сказанье о России,
Как судьба её большая
Алексей Домнин.
Развитие интонационной
выразительности.
5.Мастерская образа
6. Этюд «Кама - река»

III.

2.20.

Эмоция «Огорчение»
Знакомство с
произведением «Светлый
ручеек» Лев Кузьмин

1..Ритмопластика
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнение»Улыбка». «Заборчик»
3.Чтение стихотворения
19

«Светлый речек»
Перевёл с коми-пермяцкого Лев
Кузьмин.
Светлый, светлый ручеѐк,
Напевая звонко,
Ты без тропок и дорог
Мчишься, как мальчонка.
Но когда сольѐшься с Иньвой,
Станешь ты большой и сильный!
Чистый, чистый ручеѐк,
Струйка золотая!
Дай-ка мне воды глоток,
Ведь она живая.
А как спрыгнешь в Каму с кручи,
Станешь ты рекой могучей!
Ручеѐк, смешной малыш!
Знаю, в чѐм причина,
Почему ты к морю мчишь
Так неудержимо.
Там ты, поздно или рано,
Станешь братом океана.
Там большие корабли
Ты качнѐшь спиною
И за ними вкруг Земли
Побежишь волною,
А потом до туч взовьѐшься
И домой дождѐм вернешься.
3.Мастерская образа
Игра «Представьте себе»
III.

2.
21.

Эмоция «Сочувствие»
Инсценировка
стихотворения «Светлый
ручеек» Лев Кузьмин

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Часики»
стоя, ноги слегка расставить, руки
опустить. Размахивая прямыми
руками вперед-назад, произносить
«тик-так». Повторить 10 раз.
3. Артикуляционная гимнастика
«Шарик»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек.
Развивать координацию движений и
умение переключаться.
Описание: Ребѐнок в спокойном
темпе поочерѐдно надувает правую и
левую щѐки, как бы перегоняя воздух
из одной щѐки в другую.
20

Обрядовый праздник
рождество (25 декабря)
Тема «Прикамская
рождественская ярмарка»

IV.

Январь
II.

2.
22.

Обрядовый праздник
«Святки

II.

2.23.

Презентация «От хоровода
до театра»

III.

2.
24.

Эмоция «Восторг»
Знакомство с
произведением Владимира
Воробьѐва «Ёрш – рыба
Кунгурская»

4. Мастерская образа
Эмоция «Сочувствие»
Инсценировка стихотворения
«Светлый ручеек»
Игра «Золотые ворота»
Познакомить детей в увлекательной
форме с праздником, и
традициями Рождества по традициям
народов Прикамья.
Обрядные игры, хороводы народов
Прикамья
.
1.Ритмопластика
2. Беседа с презентацией «От
хоровода до театра»
Артикуляционная гимнастика
«Баня» Дети сидят на полу и
похлопывают себя по ступням,
икрам, коленям, голеням, бѐдрам.
Похлопывание производится
поочерѐдно сначала по одной
стороне, потом по другой.
Одновременно с похлопыванием
производится звук «М» на удобной
ноте».
3. Двигательная практика
Упражнение «Скульптор». Дети
выходят по одной паре в центр, один
из них – скульптор, другой –
скульптура.
Скульптор придает телу нужную
форму, скульптура легко поддается и
фиксирует форму.
4. Мастерская образа
Хороводы народов Прикамья
1.Ритмопластика
2.Артикуляционная гимнастика
«Рожицы». Поднять правую бровь.
Опустить. Поднять левую бровь.
Опустить. Поднять и опустить обе
брови. Не раскрывая губ, подвигать
нижней челюстью вверх, вправо,
влево. Пораздувать ноздри.
Пошевелить ушами. Лицом сделать
этюд «Я тигр», который поджидает
добычу»
3.Чтение сказки «Ёрш – рыба
Кунгурская»
4.Мастерская образа
Этюд «Восторг»
21

III.

2.25.

Инсценировка сказки
Владимира Воробьѐва «Ёрш
– рыба Кунгурская»

IV.

2.
26.

Эмоция «Зависть»
Инсценировка потешки
«Если хвалят не Ерѐму»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Вырасти
большой»
Цель: развитие плавного,
длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки вверх,
хорошо потянуться, подняться на
носки – вдох,
опустить руки вниз, опуститься на
всю ступню – выдох.
На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Повторить 4-5 раз.
3. Артикуляционная гимнастика
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и
щек.
Описание: Сжать губы, надуть щѐки,
удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося
«Пых!».
4. Двигательная практика
Упражнение «Менять направление».
Участники стоят в круге лицом в
одном направлении (друг за другом).
Ведущему и участникам нужно
договориться о «системе знаков»,
например:
1 хлопок – идти вперед по кругу;
2 хлопка – остановиться.
5. Мастерская образа
Инсценировка сказки «Ёрш – рыба
Кунгурская»
1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
«Насос» Встать прямо, ноги вместе,
руки вдоль туловища. Вдох –
наклонить туловище влево. Выдох –
руки скользят, при этом громко
произносить «с-с-с». Выпрямиться –
вдох, наклон вправо с повторением
звука. Повторить 6 – 8 раз.
3.Двигательная практика
Пантомима «Шар надутый две
подружки отнимали друг у дружки»
4. Мастерская образа
Этюд «Зависть»
Инсценировка потешки «Если хвалят
не Ерему,
Жить Ереме тяжко —
22

Он завидует любому,
Мается, бедняжка».
IV.

2.27.

Знакомство с
произведением «Каким
ключом открывается Кама»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Часики»
стоя, ноги слегка расставить, руки
опустить. Размахивая прямыми
руками вперед-назад, произносить
«тик-так». Повторить 10 раз.
3.Артикуляционная гимнастика
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и
щек.
Описание: Сжать губы, надуть щѐки,
удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося
«Пых!».
4.Чтение произведения «Каким
ключом открывается Кама»
5. Двигательная практика. Игра
«Истоки реки»
6. Мастерская образа
«Игры превращения».

Февраль
I.

2.28.

Презентация «Театр
Пантомимы»

I.

2.29.

Инсценировка «Пузырь,
соломинка и лапоть»

1.Ритмопластика
2. Беседа с презентацией «Театр
пантомимы»
2. Дыхательные упражнения на
звуках «а», «о», «ы.». «х» «ш».
3. Мастерская образа Задания
обыграть эмоции, мимику и жесты по
темам «Жадный пес», «Кошка»,
«Дворник ворчит», ПОТЕШКИ
1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика
«Каша кипит» Сидя, одну руку
положить на живот, другую на грудь.
Втянуть живот и набрать воздух в
грудь – вдох, опустить грудь
(выдыхая воздух) и выпятить живот –
выдох. При выдохе громко
произносить «ф-ф-ф». Повторить 3 –
4 раза.
3.Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Вырасти
большой»
Цель: развитие плавного,
длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки вверх,
23

хорошо потянуться, подняться на
носки – вдох,
опустить руки вниз, опуститься на
всю ступню – выдох.
На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Повторить 4-5 раз.
2.
Двигательная практика
Перекат напряжения
Дети должны напрячь правую руку
до предела, затем постепенно
расслабляя эту руку надо перевести
напряжение полностью на левую
руку. Потом полностью расслабляя
левую руку нужно перевести
напряжение на левую ногу, затем на
правую, затем на поясницу, спину,
шею.
3.
Мастерская образа
Инсценировка сказки «Пузырь,
соломинка и лапоть»
II.

2.30.

II.

2.31.

Легенда Пермского края
«Великан Полюд»

1. Ритмопластика
2. Артикуляционная гимнастика
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и
щек.
Описание: Сжать губы, надуть щѐки,
удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося
«Пых!».
3. Двигательная практика
Упражнение «Менять направление».
Участники стоят в круге лицом в
одном направлении (друг за другом).
Ведущему и участникам нужно
договориться о «системе знаков»,
например:
1 хлопок – идти вперед по кругу;
2 хлопка – остановиться.
4.Рассказ презентация «Легенда
Пермского края «Великан Полюд»
5.Мастерская образа Этюд
«Великаны и карлики»
Инсценировка сказки «О
1.Ритмопластика
кривой берѐзе (татарская
2. Дыхательная гимнастика «Петух».
сказка)
Встать прямо, ноги врозь, руки
опустить. Поднять руки в стороны, а
затем похлопать ими по бѐдрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
Повторить 5 – 6 раз.
24

III.

2.32.

Знакомство с произведения
устного творчества народа
манси - предание
«Обидчивая луна»

3. Артикуляционная гимнастик
«Расческа»
Цель: развитие артикуляционной
моторики.
Описание: Рот приоткрыть.
Верхними зубами водить по нижней
губе (5-6 раз, потом нижними зубами
по верхней губе, как бы причесывая
(5-6 раз).
4.
Знакоство с проиведением
«Кто первый?»
5.
Двигательная практика.
Потянулись – сломались
Дети должны встать прямо, руки и
все тело устремляются вверх, но
ступня полностью прилегает к полу,
пятки не отрывать ни в коем случае.
Ведущий говорит: «Тянемся, тянемся
вверх, выше и выше. Мысленно
отрываем пятки от пола (пятки
должны находиться на полу), чтобы
стать еще выше. А теперь
представьте, что кисти ваших рук
сломались и повисли безвольно.
Затем руки ломаются в локтях,
плечах, плечи упали, голова повисла,
сломались в талии, колени
подогнулись, все упали на пол.
Лежим на полу расслаблено,
безвольно, удобно. Прислушались к
себе. Осталось где-то напряжение?
Расслабили это место».
Во время выполнения данного
упражнения педагог обязательно
обращает внимание учеников на
следующие моменты: показать
разницу между выполнением
команды «опустите кисти» и
«сломались в кистях» (расслабление
кистей достигается только во втором
случае); когда ученики лежат на
полу, педагог должен обойти
каждого и проверить, полностью ли
расслаблено его тело, указывая места
зажимов.
5.Мастерская образа
Инсценировка сказки «О кривой
берѐзе (татарская сказка)
1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика .
Дыхательные упражнения на звуках
«а», «о», «ы.». «х» «ш».
25

III.

2.33.

3. Артикуляционная гимнастика
«Лошадка»
Цок-цок-цок по мостовойИдет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъѐм языка,
подготавливать его к выработке
вибрации, растягивать подъязычную
связку (уздечку). Укреплять мышцы
языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот
и пощѐлкать кончиком языка
(«лошадка цокает копытами»).
4. Чтение произведения устного
творчества народа манси - предание
«Обидчивая луна»
5. Мастерская образа
«Игры – дразнилки»
Инсценировка произведения 1.Ритмопластика
устного творчества народа
2. Дыхательная гимнастика «Боевой
манси - предание
клич индейцев»
«Обидчивая луна
Цель: формировать правильное
речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать
боевой клич
индейцев: негромко кричать, быстро
прикрывая и
открывая рот ладошкой. Это
занятный для детей
элемент, который легко повторить.
Взрослый может
«руководить громкостью», показывая
попеременно
рукой «тише-громче
3. Артикуляционная гимнастика
«Лошадка»
Цок-цок-цок по мостовойИдет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъѐм языка,
подготавливать его к выработке
вибрации, растягивать подъязычную
связку (уздечку). Укреплять мышцы
языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот
и пощѐлкать кончиком языка
(«лошадка цокает копытами»).
4. Мастерская образа игра –
миниатюра «Обидчивая луна»
26

IV.

2.34.

Знакомство с
произведением народа
манси «Медный барабан»

1.Ритмопластика
2. Дыхательная гимнастика «Боевой
клич индейцев»
Цель: формировать правильное
речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать
боевой клич
индейцев: негромко кричать, быстро
прикрывая и
открывая рот ладошкой. Это
занятный для детей
элемент, который легко повторить.
Взрослый может
«руководить громкостью», показывая
попеременно
рукой «тише-громче
3. Артикуляционная гимнастика
«Барабанщик»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Цель: отрабатывать подвижность
языка и подготавливать его к
вибрации, необходимой для звука
«р». Укреплять мышцы языка
(особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот
и постучать кончиком языка за
верхними зубами, звонко, отчѐтливо
и многократно повторяя: «д-д-д».
Звук «д» нужно произносить так,
чтобы ощущалась выдыхаемая
воздушная струя (дуем на кончик
языка). Темп убыстряется
постепенно
4. Мастерская образа
Этюд «Бой в барабан» ( из
произведения Медный барабан).
Движения под барабан.

IV.

2.35.

Развлечение «Масленица»

Обрядные игры, хороводы, костюмы
народов Прикамья, грим.

3.Модуль «Рождение спектакля»
Задачи:
Учить детей создавать совместное игровое представление. Проявлять согласованность
действий с партнѐрами. Познакомить с искусством грима.
Развивать умение создавать характерные образы героев., используя мимику, движение,
интонационно образную речь, танец, умение использовать различные атрибуты,
декорации.
27

Воспитывать позицию «зритель», театральную культуру.
Март
3.1
Работа с гримом «Весѐлые
1. Ритмопластика.
I.
мордашки»
2. Работа с гримом.
I.

3.2.

Знакомство со сказкой

II.

3.3.

Сказка в ролях

II.
IV.
IV.
IV.
IV.

3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.

Маленькие артисты

Апрель
I.
I.

3.9.

Главная роль

II.
II.
III.
III.
IV.
IV.

3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16

Май
I.

3.17.

Мы любим театр

II.
II
III

3.18.
3.19.
3.20

Перед премьерой

III
IV.

3.21.
4.1.

Выступление
После спектакля

3.10.

1.Ритмопластика.
2.Чтение сказки, беседа по
содержанию.
3.Работа с гримом.
1. .Ритмопластика.
2.Обсуждение кандидатур на роли
персонажей сказки; чтение по ролям.
1.Ритмопластика.
2. Актерский тренинг
3.Работа с артистами: выразительное
чтение, игровые движения, мимики.
4. Изготовление атрибутов к
спектаклю.
5. Работа над костюмами к
спектаклю.
6. Изготовление декораций

1.Ритмопластика.
2. Актерский тренинг
3.Работа с ведущим ребѐнком:
выразительное чтение, игровые
движения, мимики.
Путь к большому спектаклю 1.Ритмопластика.
2. Актерский тренинг
3..Индивидуальная работа по ролям с
фонограммой.
4. Репетиция мизансцен

Мы артисты

1. Ритмопластика.
2. Объединенная репетиция для всех
участников спектакля; закрепление.
1.Генеральная репетиция
1. Генеральная репетиция с
приглашением детей детского сада.
Премьера
Праздничное чаепитие. Обсуждение.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».