успех

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад №38»
Протокол №1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ
«Детский сад №38»
__________Бурдина Н.В.
Приказ № 105от 31.08.2023

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
"Успех» старший возраст
срок реализации - 1 год

Руководитель программы:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Уразгильдеева Н.К.

1

Содержание
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Цели и задачи программы
Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Структура и содержание программы
Учебный план программы
Учебно-тематический план программы
Перспективное планирование
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Формы и методы реализации программы
График проведения занятий
Материально – техническое обеспечение программы
Приложение №1 Список детей кружка «Успех»
Приложение № 2 Диагностика результатов освоения детьми
программы кружка «Успех»
Приложение № 3 Работа с родителями
Приложение № 4 Информационно – методическое обеспечение
программы дополнительного образования «Успех»

3
4
4
5
5
6
7
8
12
12
13
12

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2

1.1. Пояснительная записка.
Формирование творческой личности ребѐнка — одна из наиболее важных задач
педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого
средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность
способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности
творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же
изобразительное искусство является источником особой радости, способствует
воспитанию у ребѐнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Новизной и отличительной особенностью программы «Успех» по нетрадиционным
техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в
системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества
детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки,
пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием
и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для
нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых
им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей,
а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен
сам процесс выполнения работы.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно
и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже
достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен
уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования
предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных
изменений.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний,
никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в
кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и
коммуникативные навыки в процессе рисования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству.
3

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, дает возможность
творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через
искусство приобщить детей к творчеству.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие у детей художественно-творческих способностей
посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи: Развивающие
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать художественный вкус, фантазию, наблюдательность и воображение.
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
• Развивать желание экспериментировать.
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности; Образовательные:
• Закреплять и
обогащать знания
детей
о
разных
видах
художественного творчества.
• Знакомить детей различными видами
изобразительной
деятельности,
многообразием художественных материалов и приѐмами работы с ними,
закреплять приобретѐнные умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения. Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлѐнность, творческую
самореализацию.
• Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности
(рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и
необходим им самим (для игры и в качестве подарка).
• Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства
гордости и удовлетворѐнности продуктами своего труда.

1.3.Планируемые результаты освоения программы:
должны знать:
• способы нетрадиционного рисования;
• знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
4

Должны уметь:
• самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя
различные известные ему способы рисования и средства выразительности
(линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
• самостоятельно передавать сюжетную композицию;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту
• применять полученные знания на практике;
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познавательное развитие:наблюдения, беседы, игры.
Социально-коммуникативное развитие: используются дидактические игры,
пальчиковая
гимнастика,
используются
произведения
познавательной
направленности (стихи, сказки)
Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения,
упражнения, игры в соответствии с тематикой занятия.
Физическое развитие: проводятся физкультминутки.
Речевое развитие: овладение
окружающими людьми.

способами

и

средствами

взаимодействия

с

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура и содержание программы
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
1 год. Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее
реализации.
Программа
состоит
из
31
занятия,
направленных
на
развитие
художественнотворческих способностей посредством нетрадиционных техник
рисования у детей 4-5 лет.
Все занятия включают использование игрового метода. Игровой метод придаѐт
образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей.
Структура занятия, по изобразительной деятельности состоит из трѐх частей: вводной,
основной и заключительной.

5

1.Вводная часть занятия занимает 2-3 минуты. Задачи этой части сводятся к тому,
чтобы подготовить ребѐнка к работе, создать психологический и эмоциональный
настрой. В нее входят: повторение правил безопасности, пальчиковая гимнастика,
игровой момент, постановка задачи.
2.Основная часть занимает 15-25 минут, в соответствии с возрастом, от общего
времени. В этой части решаются основные задачи, идѐт основная работа по созданию
образа, сюжета, композиции. В этой части даѐтся большой объѐм знаний,
развивающих творческие способности детей. В нее входят: освоение новых приемов в
рисовании и закрепление имеющихся знаний и умений.
3.Заключительная часть занятия длится от 2 до 3 минут общего времени. Здесь
выполняются последние штрихи: контур изображения, придание законченности фону.
Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и
положительных эмоций от занятия.
Формы занятий: подгрупповое, игровое занятие, интегрированное.
Форма обучения

Время проведения
занятия

Количество часов
В неделю В месяц

В год

1

31

(академический час)
Занятия (подгрупповые)

20 мин

3-4

2.2.Учебный план.
№
п/п
1

2

Название раздела

Кол-во часов

Подготовка ребѐнка к работе, создание
2-3 мин.
психологического и эмоционального настроя.
Повторение правил безопасности, пальчиковая
гимнастика, игровой момент, постановка
задачи.
Основная работа по созданию образа, сюжета, 14-15 мин.
композиции. Освоение новых приемов в
рисовании и закрепление имеющихся знаний и
умений.

6

3

Выполняются последние штрихи: контур
изображения, придание законченyости фону.
Оценка занятия, обсуждение, подведение
итогов, закрепление нового опыта и
положительных эмоций от занятия.

2-3 мин.

20 минут
Итого:

2.3.Учебно-тематический план программы для детей 4 – 5 лет.
Месяц
№ п/п
Название занятия
Сентябрь

1
2

Диагностика
«Бабочка»

Октябрь

3
4
5
6

«Фрукты»
«Краски осени»
«Ежик на поляне»
«Волшебные ладошки – осьминожки»

Ноябрь

7
8

«Волшебные картинки – витражи»
«Путешествие волшебной капли» кляксография «Елочка»
«Первый снег» «Зимний
лес» -коллаж

9
10
11
Декабрь

12
13
14

«Снеговик»
«Игрушки – зверюшки» - тестопластика.
«Игрушки – зверюшки» - тестопластика.

Январь

15
16
17

«Колючие и пушистые» - техника рисования
по сырому
«Чудеса с восковыми мелками»
«Расписные тарелочки»

18
19
20
21

«Подарок папе»
«Портрет мамы»
«Красивая рамочка» - для портрета мамы.
«Ваза с цветами» - натюрморт.

Февраль

7

Март

Апрель

Май

22
23
24
25
26
27
28

«Ваза с цветами» - натюрморт.
«Весеннее настроение» «Скворушка»

29
30
31

«Салют победы»
«Веселые жучки»
Диагностика. Рисование по замыслу

«Лебедь по морю плывет»
«Космос»
«Живые камушки» - рисование на камушках.
«Цветочный лужок»

2.4.Перспективное планирование программы кружка «Успех» для
детей среднего дошкольного возраста.
Способы выполнения

Месяц

№

Сентябрь

Задачи выполнения для детей
младшего дошкольного
возраста.

Диагностика.

Определение уровня владения
навыками в изобразительной
деятельности

Свободное
экспериментирование.

Познакомить детей с техникой
монотипии. Познакомить детей с
симметрией с холодным и тѐплыми
цветами.

Акварель, лист бумаги А-4,
кисти№5,8.

Пуантилизм. Учить детей печатать с

ТРИЗ- печать от листьев
гуашь.

1.

2.

«Бабочки»

Октябрь

помощью листьев и кончиком кисти.
1.

2.

работ

Тема

«Фрукты»

«Краски
осени»

для детей среднего
дошкольного возраста.

Развивать чувство композиции.
Совершенствовать умения и навыки в Коллективный коллаж из
свободном экспериментировании с
ниток, листьев гуашь
материалами, необходимыми для
акварель.
работы в нетрадиционных техниках.

8

«Ежик на
поляне».

Учить детей рисовать ежика.
Ниточки листья
Совершенствовать умение и навыки в веточки
свободном экспериментировании с
акварель.
материалами необходимыми для
работы в различных нетрадиционных
техниках. Развивать воображение.

«Волшебные
ладошки».

Совершенствовать умения делать
отпечатки ладонями и дорисовывать
их до определѐнного образца.

3.

4.

Восковые мелки и
пальчиковые краски.

Развивать воображение.

9

10

тесто.

формы, бисер

(2занятие)
Январь

Февраль

Март

1.

«Колючие и
пушистые»

Продолжать учить детей рисовать по
мокрому листу акварельными
красками. Учить изображать
животных используя пятно с
дорисовкой. Свойства
художественного материала.

Акварель, акварельная
бумага формат А-4 кисть
белка №5

2.

Чудеса с
восковыми
мелками

Упражнять детей в рисовании
предметов округлой формы.
Продолжать знакомить с техникой
сочетания восковых мелков и
акварели. Учить тонировать лист
разными цветами акварелью.

Картон или бумага для
акварели А-4 восковые мелки

3.

«Расписные
тарелочки»

Учить детей составлять узор с
помощью печатания кистью на
круглой форме (тарелочке) Развивать
творческое воображение, чувство
ритма

Тарелочки,
гуашь,
самоклеящаяся бумага,
кисть№1.

1.

«Подарок
папе»

Совершенствовать умения и навыки в Краски, кисти № 0,1, бумага
свободном экспериментировании и с формат А-4
материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных
изобразительных техниках;
закреплять умение выбирать
самостоятельно технику и цвет.

2.

«Портрет
Мамы»

Учить изображать портрет мамы.

Восковые мелки, цветные
карандаши

3.

«Красивая
рамочка для
портрета
мамы»

Совершенствовать умение детей в
данной изобразительной технике.
Развивать воображение, чувство
цвета, ритма

Цветные рамочки, открытки
силуэты цветов сердечек ,
бусинки и т.д.

4..

Натюрморт
«Ваза с
цветами»

Гуашь, картон формат А-4

(1 занятие)

Познакомить детей с гуашевой
техникой. Учить детей смешивать
цвета на палитре для получения
новых оттенков. Познакомить с
жанром –«Натюрморт»

Натюрморт
«Ваза с

Познакомить детей рисовать вазу и
цветы..

Гуашь, картон формат А-4

1.

цветами»
(2 занятие)

11

2.

«Весеннее
настроение»

Закреплять умение рисовать в
технике «пальчиковая живопись».
Учить смешивать разные краски
(жѐлтый +зеленый, жеттый +
оранжевый) прямо на картоне.

Рисование
пальчиками,
гуашь, кисть белка №5-8

Закрепляем тѐплую гамму цветов.
3.

«Скворушка»
(1 занятие)

Апрель

Ткань, акварель, восковые
мелки, кисть белка№5
гелиевая ручка.

1.

«Лебедь по
морю плывѐт»

Совершенствовать умение и навыки в Гуашь, картон формат А-4
свободном экспериментировании со
синего цвета, кусочки ткани,
знакомыми материалами,
салфеток, перышки.
используемыми в различных
нетрадиционных техниках. Развивать
чувство композиции.

2.

«Космос»

Продолжать учить смешивать
различные краски (синюю,
голубую, фиолетовую, черную)
прямо на листе бумаги;
закрепить умение печатать
по трафарету.
учить рисовать ракеты,
летящие ракеты.

Краски синих оттенков,
лист бумаги; трафарет,
зубная щетка.

3.

«Живые
камушки»

Развивать творческое воображение
детей (преврати камушек в жучка).
Развивать глазомер, мелкую
моторику.

Камни, гуашь, кисть
белка№5

Акварель, бумага форматА-4
кисть белка №5,8-10

(насекомые)

Май

Продолжать учить детей рисовать
предметы округлой формы по –
сырому. Учить прорисовывать и
дополнять мелкими деталями по
смыслу.

4.

«Веселые
жучки»

Учить рисовать цветы разной формы.
Закреплять умение работать с
техникой рисования по мокрому
листу, прорисовывая детали
карандашами.

1.

«Салют.
Победа!»

Закреплять умение
мокрому листу.

2.

«Цветочный
лужок»

Закреплять умение рисовать по
мокрому листу. Познакомить детей с

рисовать

по Акварель, гуашь, бумага
формат А-4 кисть белка №5,810. Цветные карандаши.

Бумага формата А4, гуашь,
кисти, коктейльные трубочки

12

линией горизонта.

3.

По замыслу

Совершенствовать умение и навыки в Разнообразный
художественный материал.
свободном экспериментировании с
материалами для работы в различных
техниках. Развивать
самостоятельность.

Определение уровня владения
навыками в изобразительной
деятельности

3.1. Формы и методы реализации программы
Формы и методы работы в кружке приближенны к художественной школе. Руководя
работой детей, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на
практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета.
Методические материалы
Эстетическое восприятие произведений искусства и прекрасного в жизни
неразделимо связаны друг с другом. Поэтому большое внимание обращено на
подбор моделей и заданий – они органически связанны с предметами и явлениями
окружающей действительности и способствуют развитию у воспитанников
художественного вкуса, элементарных основ художественной культуры. Методы
По источнику и передачи и восприятию информации:
Словесный – заключается в проведении беседы перед началом практических занятий,
объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядный – использование иллюстраций, работ педагога и т.д.
Практический – предполагает непосредственную работу по заданной теме.
По дидактическим задачам:
Приобретение знаний
Формирование умений и навыков. Применение знаний на практических занятиях.
Творческая деятельность – возможность использовать индивидуальные качества и
способности ребенка в его работе.
По характеру деятельности:
Объяснительно – иллюстративный – изложение должно быть доходчиво и наглядно –
результат самостоятельная работа детей.
Репродуктивный – копирование и повтор работ воспитателя.
Проблемный - педагог ставит проблему и вместе с детьми ищут пути ее решения.
13

3.2. Расписание занятий кружка «Успех»
№ п/п

6, 8 группы

Дни недели

Время

Пятница

16.35 – 16.55

3.3. Материально-техническое обеспечение программы. Методическое
обеспечение:
- Традиционные техники:
- Смешивание красок.
- Рисование кистью по мокрой бумаге.
- Акварель поверх восковых мелков.
- Рисование маркером.
- Нетрадиционные техники:
- Тычок жесткой полусухой кистью.
- Рисование пальчиками.
- Рисование ладошкой.
- Оттиск поролоном.
- Оттиск смятой бумагой.
- Восковые мелки и акварель.
- Свеча и акварель.
- Кляксография.
- Кляксография с трубочкой.
- Набрызг. - Отпечатки листьев.
Материалы:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки; поролоновые
печатки; коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки; стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти
Приложение 2
14

Диагностика результатов освоения детьми программы кружка «Успех»
Для выявления степени овладения ребенком навыков в изобразительной деятельности
используется диагностика. Диагностика проводится 2 раза в год – в начале и в конце
учебного года. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за
практической работой детей на первом занятии в начале года и на последнем в конце
года. Данные диагностики заносятся в диагностические карты.
Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла – высокий
уровень, 2 – достаточный, 1 – низкий. Высчитывается средний балл по всем
критериям.
Низкий уровень 1 – 1, 8 б., достаточный уровень – 1,9 – 2, 6 б., высокий уровень – 2,7 –
3 б.
Уровни усвоения программы:
Высокий уровень – ребенок умеет работать с линией, использует различные техники в
изобразительной деятельности, используют материалы в соответствии с их
свойствами; точно передают форму; при ритмичном нанесении линий, пятен, мазков
соблюдаются пропорции предметов; может самостоятельно задумать и выполнить
работу.
Достаточный уровень - ребенок частично умеет работать с линией, использует 1-2
различных техники в изобразительной деятельности, не всегда правильно использует
материалы в соответствии с их свойствами; форма передается с незначительными
искажениями; при ритмичном нанесении линий, пятен, мазков незначительно
искажаются пропорции предметов; необходима подсказка при задумывании и
выполнении работы.
Низкий уровень - ребенок не умеет работать с линией, не использует различные
техники в изобразительной деятельности, трудности в правильном использовании
материалов в соответствии с их свойствами; форма передается со значительными
искажениями; при ритмичном нанесении линий, пятен, мазков значительно
искажаются пропорции предметов; не проявляет инициативы при задумывании и
выполнении работы.
Критерии и показатели, используемые при анализе продуктов деятельности
(рисунков).
1.Технические навыки - умение работать с линией, использование различных
техники в изобразительной деятельности, использование материалов в соответствии
с их свойствами: - может;
- частично;
- не может; 2.Точность движений:
- форма передана точно;
- есть
незначительные
искажения;
искажения
значительные.
3.Ритмичное нанесение линий, пятен, мазков:
15

- пропорции предмета соблюдены; - есть незначительные
искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
4. Проявление самостоятельности:
- самостоятельно выполняет работу;
- иногда обращается за помощью; помощь требуется постоянно.
5. Средства выразительности, в том числе крупное изображение
размещено по центру на листе. Для старших: свет -тень:
- цвет передан в соответствии с темой; - есть отступления;
- цвет взят случайно.
6.Наличие замысла:
- самостоятельно задумал и выполняет;
- нужна подсказка;
- не проявляет инициативы.

Приложение 3
16

Работа с родителями
При работе с воспитанниками кружка «Успех» используются следующие направления:
•
•
•
•
•

Реклама кружка «Успех».
Информационный стенд с рисунками.
Разработка памятки
Консультация для родителей «Учите детей изображать!»
Анкетирование

Анкета для родителей
«Художественное творчество в жизни дошкольника»
1. Чем увлекается ваш ребенок дома?
________________________________________________________________________________
2. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)?
_________________________________________________________________________________
__ 3. Рисует ли ваш ребенок по своей инициативе или нет?
________________________________________________________________________________ 4.
Любит ли мастерить, какими инструментами или материалами пользуется?
________________________________________________________________________________ 5.
Что именно он любит изображать, мастерить?
___________________________________________________________________________________ 6.
Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать?
________________________________________________________________________________ 7.
Обращается ли он за советом, помощью?
________________________________________________________________________________ 8.
Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки?
________________________________________________________________________________ 9.
Кто чаще занимается с ребенком дома?
________________________________________________________________________________
10. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках?
________________________________________________________________________________
11. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок?
________________________________________________________________________________
12.
Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в
подготовке к празднику, ко дню рождения? Как?
________________________________________________________________________________
13.
Как можно, на ваш взгляд развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы
видите преемственность с детским садом?
________________________________________________________________________________ 14.
Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах воспитания детей? Какую помощь бы хотели от
дошкольного учреждения? Какие темы вас интересуют?
_____________________________________________________________________________
17

15.
Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее
удачными (подчеркните): родительские собрания, общие консультации, индивидуальные
беседы, просмотр занятий с детьми, родительские уголки, папки-передвижки; другое
___________________________________________________________________________________
16.
Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в ДОУ?
Ваши замечания.
________________________________________________________________________________
17. Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания?
___________________________________________________________________________________
18. Как вы оцениваете работу ДОУ в плане эстетического воспитания (оцените по 5-тибальной
системе)
________________________________________________________________________________
Спасибо!

Анкета для родителей.
Тема: «Изобразительное искусство в семье».
Уважаемый родитель! Известно, что изобразительное искусство - важный источник
развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей. Нам интересно ваше
мнение об этом.
Просим ответить на следующие вопросы.
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному
творчеству (нужное подчеркнуть, дополнить): а) «да»,
б) «способности ребенка, по-моему, очень умеренные»,
в) «у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать» 2.
Какие материалы стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий
художественной изобразительной деятельностью: бумагу (белую, цветную), краски,
глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей,
фломастеры, кисти (нужное подчеркнуть,
дополнить)________________________________________________________
3. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам
пожелает или по Вашему разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить)
________________________________________________________________
4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто»,
«иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого, в основном,
просит?___________________________________________________________
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним:
а) предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты;
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю), более удобное для
Вас;
18

в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование (нужное
подчеркнуть, дополнить)________________________________________________________
6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка произведения изобразительного
искусства (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладного искусства (городецкая,
хохломская, гжельская роспись и др.), укажите, пожалуйста
_________________________________________________ Благодарим Вас за
сотрудничество!
Из книги: Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом « Карапуз» 2001.

Консультация для родителей
«Учите детей изображать!»
Мы часто с Вами недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется,
что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки»
сами по себе не несут развивающего эффекта для ребѐнка. Такой подход к детскому
изображению далѐк от истины.
Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать – это значит
сделать универсальное, полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, ребѐнок
учится активно показывать в своих первых детских работах своѐ отношение к
предметам и явлениям. А как точно, во всѐм многообразии красок он познаѐт
окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение.
По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника. К примеру,
если рисует малыш с преобладанием чѐрной, серой, тѐмно-коричневой красок –
значит, отчего-то ему тоскливо, он в разладе с самим собой или близкими. Или
наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью жѐлтой,
оранжевой, красной красок.
Необходимо создать дома условия для занятий изобразительным творчеством. Уже с
двух лет у малыша должен быть такой уголок творчества, который помог бы ему как
можно раньше взять в руки орудия труда: карандаши и краски. Проводимые
исследования показали повальное увлечение семей фломастерами и карандашами.
Реже даѐтся пластилин. И совсем нетипичное явление – дошкольник рисует красками
в условиях семьи. Фломастеры – это хорошо, но сочетание с другими
изобразительными возможностями.
Изображать можно различными материалами. Нет границ, должно быть желание и
творчество самого ребѐнка. Что же мы порекомендуем завести в уголке творчества для
детей, начиная с 3-4-х лет?
1. В идеале – детский мольберт или простой столик, можно откидной.
2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, восковые
мелки, спички (очищенные от серы, косточки различных размеров, клеевые щѐтки,
кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, пух, природный
19

материал, бархатную бумагу, кусочки целлофана, остатки шерстяных или
полушерстяных ниток, разноцветную тушь, сюжетные открытки, хороший клей,
белую и цветную бумагу, белый картон, красивой формы небольшие гладкие
камушки, кусочки разнообразных тканей.
А теперь, нам всем нужно научить детей разумно пользоваться этим многообразием.
Чтобы облегчить процесс обучения малыша навыкам рисования, можно использовать
разные методы обучения, например:
Рисование в воздухе – рисование в воздухе линий и фигур при помощи движений
прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого метода помогает
ощутить правильное направление движения, и запомнить его на двигательном уровне.
Можно рисовать пальцем и на любой гладкой поверхности (на стекле, на столе).
Рисование вместе со взрослым – взрослый рисует для ребенка, или взрослый
вкладывает карандаш или фломастер в руку ребенка, берет его руку в свою, и водит
рукой ребенка, при этом карандаш (или фломастер) оставляет след на бумаге и
получается
изображение.
Параллельно
взрослый
комментирует
рисунок.
Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш
(фломастер), надавливать на него во время рисования с определенной силой,
проводить различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей – ребенку предлагают заготовку сюжетного рисунка, ребенок
дорисовывает отдельные детали картинки. Сюжет картинки обыгрывается и
комментируется взрослым. Использование этого метода позволяет закрепить
усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные
линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень
сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста малыша и
уровня его умений.
Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым
сюжету, или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
Конечно, чаще всего у детей в руках могут быть бумага и карандаши, фломастеры. Но
ведь не только они. Существует более разнообразные и в то же время более простые
способы обучения детей изображать. Они заключаются в нижеследующем подборе
методов и приѐмов:
Рисование вдвоѐм на длинной полоске бумаги
В данном случае длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоѐм, не мешая друг
другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. И
даже в этом случае ребѐнку теплее от локтя мамы или папы. А потом, желательно
перейти к коллективному рисованию. Взрослый и ребѐнок договариваются, кто, что
будет рисовать, что бы получился один сюжет. Комментировать такие совместные
изобразительные действия, думается, будет излишним.

20

Рисование с секретом в три пары рук
Данный метод заключается в следующем. Берѐтся прямоугольный лист бумаги, три
карандаша. Распределяются взрослые и ребѐнок: кто будет рисовать первый, кто
второй, а кто третий.
Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и
оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (к примеру – шея). Второй, не
видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно – туловище, оставив видной только
часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда
получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. А возможно,
заложенный первым участником сюрприз приведѐт к совершенному несоответствию
целого и его трѐх частей.
Рисование через копировальную бумагу
Изображение через такую бумагу требует от детей движений в слепую, на ощупь, что
тоже немаловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная
бумага ложится блестящей поверхностью вниз, а затем мы показываем ребѐнку, что
двигая по бумаге кончиком ногтя или тупой палочкой, карандашом – можно
изобразить какие хочешь предметы. Для удобства нужно белую и копировальную
бумаги скрепить вместе. Важно также не давить сильно ногтѐм или палочкой, а мягко
водить по поверхности копирки. Детям нравится, что цвет изображаемых линий
зависит от цвета копирки. Нравится и дальнейшее продолжение работы: ведь
полученный рисунок можно обвести, дорисовать и подарить.
Тканевые изображения
Ткань – прекрасное сырьѐ для изображения. Например, на ткани изображены цветы.
Мы их вырезаем по контуру, наклеиваем, а затем дорисовываем стол или вазу. Есть
ткани, которые могут послужить в качестве домика или туловища животного, или
красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Рисуем с помощью открыток
Почти в каждом доме храниться масса старых открыток. Научите ребѐнка вырезать
нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение
предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне
художественное оформление. Разве может трѐх, четырѐх летний ребѐнок нарисовать
собаку, жука? Нет. Но к собачке и жуку он дорисует солнышко, дождик и будет очень
рад. Или если мы вместе с детьми вырежем из открытки и наклеим такой сказочный
домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на своѐ воображение,
знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно дорисует что-то к нему!
Вам, уважаемые родители, есть из чего выбирать, что принять к сведению и передать
своему ребѐнку. Важно только решить свою проблему – организовать уголок
творчества, находить время для передачи изобразительных знаний и умений! Желаем
успехов!

21

Приложение 4
Информационно - методическое обеспечение программы дополнительного
образования «Успех»
1. 1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет.» 2011г.
2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от
колыбели до порога школы.» 2010г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и
познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.»
Москва 2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в
игре.» 1992г.
7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.
8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.
9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.
10. Работа с семьѐй в учреждениях дополнительного образования: аукцион
методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель,
2009. – 218 с. Ил.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».