СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом МАДОУ «Детский сад №38» Протокол №1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ «Детский сад №38» __________Бурдина Н.В. Приказ № 105от 31.08.2023 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "Успех» старший возраст срок реализации - 1 год Руководитель программы: Воспитатель высшей квалификационной категории Уразгильдеева Н.К. 1 Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. Цели и задачи программы Планируемые результаты освоения программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Структура и содержание программы Учебный план программы Учебно-тематический план программы Перспективное планирование ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Формы и методы реализации программы График проведения занятий Материально – техническое обеспечение программы Приложение №1 Список детей кружка «Успех» Приложение № 2 Диагностика результатов освоения детьми программы кружка «Успех» Приложение № 3 Работа с родителями Приложение № 4 Информационно – методическое обеспечение программы дополнительного образования «Успех» 3 4 4 5 5 6 7 8 12 12 13 12 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная записка. Формирование творческой личности ребѐнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребѐнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда. Новизной и отличительной особенностью программы «Успех» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. 3 Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: Развивающие • Развивать мелкую моторику рук; • Развивать художественный вкус, фантазию, наблюдательность и воображение. • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. • Развивать желание экспериментировать. • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; Образовательные: • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приѐмами работы с ними, закреплять приобретѐнные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлѐнность, творческую самореализацию. • Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим (для игры и в качестве подарка). • Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворѐнности продуктами своего труда. 1.3.Планируемые результаты освоения программы: должны знать: • способы нетрадиционного рисования; • знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью. 4 Должны уметь: • самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.); • самостоятельно передавать сюжетную композицию; • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; • передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту • применять полученные знания на практике; Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: Познавательное развитие:наблюдения, беседы, игры. Социально-коммуникативное развитие: используются дидактические игры, пальчиковая гимнастика, используются произведения познавательной направленности (стихи, сказки) Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения, упражнения, игры в соответствии с тематикой занятия. Физическое развитие: проводятся физкультминутки. Речевое развитие: овладение окружающими людьми. способами и средствами взаимодействия с 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Структура и содержание программы Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации. Программа состоит из 31 занятия, направленных на развитие художественнотворческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у детей 4-5 лет. Все занятия включают использование игрового метода. Игровой метод придаѐт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей. Структура занятия, по изобразительной деятельности состоит из трѐх частей: вводной, основной и заключительной. 5 1.Вводная часть занятия занимает 2-3 минуты. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить ребѐнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: повторение правил безопасности, пальчиковая гимнастика, игровой момент, постановка задачи. 2.Основная часть занимает 15-25 минут, в соответствии с возрастом, от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идѐт основная работа по созданию образа, сюжета, композиции. В этой части даѐтся большой объѐм знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: освоение новых приемов в рисовании и закрепление имеющихся знаний и умений. 3.Заключительная часть занятия длится от 2 до 3 минут общего времени. Здесь выполняются последние штрихи: контур изображения, придание законченности фону. Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия. Формы занятий: подгрупповое, игровое занятие, интегрированное. Форма обучения Время проведения занятия Количество часов В неделю В месяц В год 1 31 (академический час) Занятия (подгрупповые) 20 мин 3-4 2.2.Учебный план. № п/п 1 2 Название раздела Кол-во часов Подготовка ребѐнка к работе, создание 2-3 мин. психологического и эмоционального настроя. Повторение правил безопасности, пальчиковая гимнастика, игровой момент, постановка задачи. Основная работа по созданию образа, сюжета, 14-15 мин. композиции. Освоение новых приемов в рисовании и закрепление имеющихся знаний и умений. 6 3 Выполняются последние штрихи: контур изображения, придание законченyости фону. Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия. 2-3 мин. 20 минут Итого: 2.3.Учебно-тематический план программы для детей 4 – 5 лет. Месяц № п/п Название занятия Сентябрь 1 2 Диагностика «Бабочка» Октябрь 3 4 5 6 «Фрукты» «Краски осени» «Ежик на поляне» «Волшебные ладошки – осьминожки» Ноябрь 7 8 «Волшебные картинки – витражи» «Путешествие волшебной капли» кляксография «Елочка» «Первый снег» «Зимний лес» -коллаж 9 10 11 Декабрь 12 13 14 «Снеговик» «Игрушки – зверюшки» - тестопластика. «Игрушки – зверюшки» - тестопластика. Январь 15 16 17 «Колючие и пушистые» - техника рисования по сырому «Чудеса с восковыми мелками» «Расписные тарелочки» 18 19 20 21 «Подарок папе» «Портрет мамы» «Красивая рамочка» - для портрета мамы. «Ваза с цветами» - натюрморт. Февраль 7 Март Апрель Май 22 23 24 25 26 27 28 «Ваза с цветами» - натюрморт. «Весеннее настроение» «Скворушка» 29 30 31 «Салют победы» «Веселые жучки» Диагностика. Рисование по замыслу «Лебедь по морю плывет» «Космос» «Живые камушки» - рисование на камушках. «Цветочный лужок» 2.4.Перспективное планирование программы кружка «Успех» для детей среднего дошкольного возраста. Способы выполнения Месяц № Сентябрь Задачи выполнения для детей младшего дошкольного возраста. Диагностика. Определение уровня владения навыками в изобразительной деятельности Свободное экспериментирование. Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией с холодным и тѐплыми цветами. Акварель, лист бумаги А-4, кисти№5,8. Пуантилизм. Учить детей печатать с ТРИЗ- печать от листьев гуашь. 1. 2. «Бабочки» Октябрь помощью листьев и кончиком кисти. 1. 2. работ Тема «Фрукты» «Краски осени» для детей среднего дошкольного возраста. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения и навыки в Коллективный коллаж из свободном экспериментировании с ниток, листьев гуашь материалами, необходимыми для акварель. работы в нетрадиционных техниках. 8 «Ежик на поляне». Учить детей рисовать ежика. Ниточки листья Совершенствовать умение и навыки в веточки свободном экспериментировании с акварель. материалами необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение. «Волшебные ладошки». Совершенствовать умения делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определѐнного образца. 3. 4. Восковые мелки и пальчиковые краски. Развивать воображение. 9 10 тесто. формы, бисер (2занятие) Январь Февраль Март 1. «Колючие и пушистые» Продолжать учить детей рисовать по мокрому листу акварельными красками. Учить изображать животных используя пятно с дорисовкой. Свойства художественного материала. Акварель, акварельная бумага формат А-4 кисть белка №5 2. Чудеса с восковыми мелками Упражнять детей в рисовании предметов округлой формы. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Картон или бумага для акварели А-4 восковые мелки 3. «Расписные тарелочки» Учить детей составлять узор с помощью печатания кистью на круглой форме (тарелочке) Развивать творческое воображение, чувство ритма Тарелочки, гуашь, самоклеящаяся бумага, кисть№1. 1. «Подарок папе» Совершенствовать умения и навыки в Краски, кисти № 0,1, бумага свободном экспериментировании и с формат А-4 материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. 2. «Портрет Мамы» Учить изображать портрет мамы. Восковые мелки, цветные карандаши 3. «Красивая рамочка для портрета мамы» Совершенствовать умение детей в данной изобразительной технике. Развивать воображение, чувство цвета, ритма Цветные рамочки, открытки силуэты цветов сердечек , бусинки и т.д. 4.. Натюрморт «Ваза с цветами» Гуашь, картон формат А-4 (1 занятие) Познакомить детей с гуашевой техникой. Учить детей смешивать цвета на палитре для получения новых оттенков. Познакомить с жанром –«Натюрморт» Натюрморт «Ваза с Познакомить детей рисовать вазу и цветы.. Гуашь, картон формат А-4 1. цветами» (2 занятие) 11 2. «Весеннее настроение» Закреплять умение рисовать в технике «пальчиковая живопись». Учить смешивать разные краски (жѐлтый +зеленый, жеттый + оранжевый) прямо на картоне. Рисование пальчиками, гуашь, кисть белка №5-8 Закрепляем тѐплую гамму цветов. 3. «Скворушка» (1 занятие) Апрель Ткань, акварель, восковые мелки, кисть белка№5 гелиевая ручка. 1. «Лебедь по морю плывѐт» Совершенствовать умение и навыки в Гуашь, картон формат А-4 свободном экспериментировании со синего цвета, кусочки ткани, знакомыми материалами, салфеток, перышки. используемыми в различных нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции. 2. «Космос» Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги; закрепить умение печатать по трафарету. учить рисовать ракеты, летящие ракеты. Краски синих оттенков, лист бумаги; трафарет, зубная щетка. 3. «Живые камушки» Развивать творческое воображение детей (преврати камушек в жучка). Развивать глазомер, мелкую моторику. Камни, гуашь, кисть белка№5 Акварель, бумага форматА-4 кисть белка №5,8-10 (насекомые) Май Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы по – сырому. Учить прорисовывать и дополнять мелкими деталями по смыслу. 4. «Веселые жучки» Учить рисовать цветы разной формы. Закреплять умение работать с техникой рисования по мокрому листу, прорисовывая детали карандашами. 1. «Салют. Победа!» Закреплять умение мокрому листу. 2. «Цветочный лужок» Закреплять умение рисовать по мокрому листу. Познакомить детей с рисовать по Акварель, гуашь, бумага формат А-4 кисть белка №5,810. Цветные карандаши. Бумага формата А4, гуашь, кисти, коктейльные трубочки 12 линией горизонта. 3. По замыслу Совершенствовать умение и навыки в Разнообразный художественный материал. свободном экспериментировании с материалами для работы в различных техниках. Развивать самостоятельность. Определение уровня владения навыками в изобразительной деятельности 3.1. Формы и методы реализации программы Формы и методы работы в кружке приближенны к художественной школе. Руководя работой детей, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Методические материалы Эстетическое восприятие произведений искусства и прекрасного в жизни неразделимо связаны друг с другом. Поэтому большое внимание обращено на подбор моделей и заданий – они органически связанны с предметами и явлениями окружающей действительности и способствуют развитию у воспитанников художественного вкуса, элементарных основ художественной культуры. Методы По источнику и передачи и восприятию информации: Словесный – заключается в проведении беседы перед началом практических занятий, объяснение, пояснение, педагогическая оценка. Наглядный – использование иллюстраций, работ педагога и т.д. Практический – предполагает непосредственную работу по заданной теме. По дидактическим задачам: Приобретение знаний Формирование умений и навыков. Применение знаний на практических занятиях. Творческая деятельность – возможность использовать индивидуальные качества и способности ребенка в его работе. По характеру деятельности: Объяснительно – иллюстративный – изложение должно быть доходчиво и наглядно – результат самостоятельная работа детей. Репродуктивный – копирование и повтор работ воспитателя. Проблемный - педагог ставит проблему и вместе с детьми ищут пути ее решения. 13 3.2. Расписание занятий кружка «Успех» № п/п 6, 8 группы Дни недели Время Пятница 16.35 – 16.55 3.3. Материально-техническое обеспечение программы. Методическое обеспечение: - Традиционные техники: - Смешивание красок. - Рисование кистью по мокрой бумаге. - Акварель поверх восковых мелков. - Рисование маркером. - Нетрадиционные техники: - Тычок жесткой полусухой кистью. - Рисование пальчиками. - Рисование ладошкой. - Оттиск поролоном. - Оттиск смятой бумагой. - Восковые мелки и акварель. - Свеча и акварель. - Кляксография. - Кляксография с трубочкой. - Набрызг. - Отпечатки листьев. Материалы: акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти Приложение 2 14 Диагностика результатов освоения детьми программы кружка «Успех» Для выявления степени овладения ребенком навыков в изобразительной деятельности используется диагностика. Диагностика проводится 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на первом занятии в начале года и на последнем в конце года. Данные диагностики заносятся в диагностические карты. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень, 2 – достаточный, 1 – низкий. Высчитывается средний балл по всем критериям. Низкий уровень 1 – 1, 8 б., достаточный уровень – 1,9 – 2, 6 б., высокий уровень – 2,7 – 3 б. Уровни усвоения программы: Высокий уровень – ребенок умеет работать с линией, использует различные техники в изобразительной деятельности, используют материалы в соответствии с их свойствами; точно передают форму; при ритмичном нанесении линий, пятен, мазков соблюдаются пропорции предметов; может самостоятельно задумать и выполнить работу. Достаточный уровень - ребенок частично умеет работать с линией, использует 1-2 различных техники в изобразительной деятельности, не всегда правильно использует материалы в соответствии с их свойствами; форма передается с незначительными искажениями; при ритмичном нанесении линий, пятен, мазков незначительно искажаются пропорции предметов; необходима подсказка при задумывании и выполнении работы. Низкий уровень - ребенок не умеет работать с линией, не использует различные техники в изобразительной деятельности, трудности в правильном использовании материалов в соответствии с их свойствами; форма передается со значительными искажениями; при ритмичном нанесении линий, пятен, мазков значительно искажаются пропорции предметов; не проявляет инициативы при задумывании и выполнении работы. Критерии и показатели, используемые при анализе продуктов деятельности (рисунков). 1.Технические навыки - умение работать с линией, использование различных техники в изобразительной деятельности, использование материалов в соответствии с их свойствами: - может; - частично; - не может; 2.Точность движений: - форма передана точно; - есть незначительные искажения; искажения значительные. 3.Ритмичное нанесение линий, пятен, мазков: 15 - пропорции предмета соблюдены; - есть незначительные искажения; - пропорции предмета переданы неверно. 4. Проявление самостоятельности: - самостоятельно выполняет работу; - иногда обращается за помощью; помощь требуется постоянно. 5. Средства выразительности, в том числе крупное изображение размещено по центру на листе. Для старших: свет -тень: - цвет передан в соответствии с темой; - есть отступления; - цвет взят случайно. 6.Наличие замысла: - самостоятельно задумал и выполняет; - нужна подсказка; - не проявляет инициативы. Приложение 3 16 Работа с родителями При работе с воспитанниками кружка «Успех» используются следующие направления: • • • • • Реклама кружка «Успех». Информационный стенд с рисунками. Разработка памятки Консультация для родителей «Учите детей изображать!» Анкетирование Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника» 1. Чем увлекается ваш ребенок дома? ________________________________________________________________________________ 2. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)? _________________________________________________________________________________ __ 3. Рисует ли ваш ребенок по своей инициативе или нет? ________________________________________________________________________________ 4. Любит ли мастерить, какими инструментами или материалами пользуется? ________________________________________________________________________________ 5. Что именно он любит изображать, мастерить? ___________________________________________________________________________________ 6. Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать? ________________________________________________________________________________ 7. Обращается ли он за советом, помощью? ________________________________________________________________________________ 8. Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки? ________________________________________________________________________________ 9. Кто чаще занимается с ребенком дома? ________________________________________________________________________________ 10. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках? ________________________________________________________________________________ 11. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок? ________________________________________________________________________________ 12. Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, ко дню рождения? Как? ________________________________________________________________________________ 13. Как можно, на ваш взгляд развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом? ________________________________________________________________________________ 14. Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах воспитания детей? Какую помощь бы хотели от дошкольного учреждения? Какие темы вас интересуют? _____________________________________________________________________________ 17 15. Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее удачными (подчеркните): родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, просмотр занятий с детьми, родительские уголки, папки-передвижки; другое ___________________________________________________________________________________ 16. Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в ДОУ? Ваши замечания. ________________________________________________________________________________ 17. Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания? ___________________________________________________________________________________ 18. Как вы оцениваете работу ДОУ в плане эстетического воспитания (оцените по 5-тибальной системе) ________________________________________________________________________________ Спасибо! Анкета для родителей. Тема: «Изобразительное искусство в семье». Уважаемый родитель! Известно, что изобразительное искусство - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей. Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы. 1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству (нужное подчеркнуть, дополнить): а) «да», б) «способности ребенка, по-моему, очень умеренные», в) «у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать» 2. Какие материалы стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу (белую, цветную), краски, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры, кисти (нужное подчеркнуть, дополнить)________________________________________________________ 3. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить) ________________________________________________________________ 4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого, в основном, просит?___________________________________________________________ 5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним: а) предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты; б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю), более удобное для Вас; 18 в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование (нужное подчеркнуть, дополнить)________________________________________________________ 6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.), укажите, пожалуйста _________________________________________________ Благодарим Вас за сотрудничество! Из книги: Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом « Карапуз» 2001. Консультация для родителей «Учите детей изображать!» Мы часто с Вами недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребѐнка. Такой подход к детскому изображению далѐк от истины. Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное, полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, ребѐнок учится активно показывать в своих первых детских работах своѐ отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всѐм многообразии красок он познаѐт окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение. По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника. К примеру, если рисует малыш с преобладанием чѐрной, серой, тѐмно-коричневой красок – значит, отчего-то ему тоскливо, он в разладе с самим собой или близкими. Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью жѐлтой, оранжевой, красной красок. Необходимо создать дома условия для занятий изобразительным творчеством. Уже с двух лет у малыша должен быть такой уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше взять в руки орудия труда: карандаши и краски. Проводимые исследования показали повальное увлечение семей фломастерами и карандашами. Реже даѐтся пластилин. И совсем нетипичное явление – дошкольник рисует красками в условиях семьи. Фломастеры – это хорошо, но сочетание с другими изобразительными возможностями. Изображать можно различными материалами. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребѐнка. Что же мы порекомендуем завести в уголке творчества для детей, начиная с 3-4-х лет? 1. В идеале – детский мольберт или простой столик, можно откидной. 2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, восковые мелки, спички (очищенные от серы, косточки различных размеров, клеевые щѐтки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, пух, природный 19 материал, бархатную бумагу, кусочки целлофана, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, разноцветную тушь, сюжетные открытки, хороший клей, белую и цветную бумагу, белый картон, красивой формы небольшие гладкие камушки, кусочки разнообразных тканей. А теперь, нам всем нужно научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Чтобы облегчить процесс обучения малыша навыкам рисования, можно использовать разные методы обучения, например: Рисование в воздухе – рисование в воздухе линий и фигур при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого метода помогает ощутить правильное направление движения, и запомнить его на двигательном уровне. Можно рисовать пальцем и на любой гладкой поверхности (на стекле, на столе). Рисование вместе со взрослым – взрослый рисует для ребенка, или взрослый вкладывает карандаш или фломастер в руку ребенка, берет его руку в свою, и водит рукой ребенка, при этом карандаш (или фломастер) оставляет след на бумаге и получается изображение. Параллельно взрослый комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш (фломастер), надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры. Дорисовывание деталей – ребенку предлагают заготовку сюжетного рисунка, ребенок дорисовывает отдельные детали картинки. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста малыша и уровня его умений. Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету, или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков. Конечно, чаще всего у детей в руках могут быть бумага и карандаши, фломастеры. Но ведь не только они. Существует более разнообразные и в то же время более простые способы обучения детей изображать. Они заключаются в нижеследующем подборе методов и приѐмов: Рисование вдвоѐм на длинной полоске бумаги В данном случае длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоѐм, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. И даже в этом случае ребѐнку теплее от локтя мамы или папы. А потом, желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослый и ребѐнок договариваются, кто, что будет рисовать, что бы получился один сюжет. Комментировать такие совместные изобразительные действия, думается, будет излишним. 20 Рисование с секретом в три пары рук Данный метод заключается в следующем. Берѐтся прямоугольный лист бумаги, три карандаша. Распределяются взрослые и ребѐнок: кто будет рисовать первый, кто второй, а кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (к примеру – шея). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно – туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. А возможно, заложенный первым участником сюрприз приведѐт к совершенному несоответствию целого и его трѐх частей. Рисование через копировальную бумагу Изображение через такую бумагу требует от детей движений в слепую, на ощупь, что тоже немаловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага ложится блестящей поверхностью вниз, а затем мы показываем ребѐнку, что двигая по бумаге кончиком ногтя или тупой палочкой, карандашом – можно изобразить какие хочешь предметы. Для удобства нужно белую и копировальную бумаги скрепить вместе. Важно также не давить сильно ногтѐм или палочкой, а мягко водить по поверхности копирки. Детям нравится, что цвет изображаемых линий зависит от цвета копирки. Нравится и дальнейшее продолжение работы: ведь полученный рисунок можно обвести, дорисовать и подарить. Тканевые изображения Ткань – прекрасное сырьѐ для изображения. Например, на ткани изображены цветы. Мы их вырезаем по контуру, наклеиваем, а затем дорисовываем стол или вазу. Есть ткани, которые могут послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки. Рисуем с помощью открыток Почти в каждом доме храниться масса старых открыток. Научите ребѐнка вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трѐх, четырѐх летний ребѐнок нарисовать собаку, жука? Нет. Но к собачке и жуку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если мы вместе с детьми вырежем из открытки и наклеим такой сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на своѐ воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно дорисует что-то к нему! Вам, уважаемые родители, есть из чего выбирать, что принять к сведению и передать своему ребѐнку. Важно только решить свою проблему – организовать уголок творчества, находить время для передачи изобразительных знаний и умений! Желаем успехов! 21 Приложение 4 Информационно - методическое обеспечение программы дополнительного образования «Успех» 1. 1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г. 2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г. 3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г. 4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г. 5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г. 6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г. 7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г. 8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г. 9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г. 10. Работа с семьѐй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил. 22