«В мире сказок»
Пояснительная записка
Постановка проблемы:
Во многих семьях дети предоставлены сами себе, и они познают
нравственные ценности из телевизора, компьютера. Это приводит к тому, что
поколение вырастает с бедным духовным внутренним миром.
Актуальность
«Сказка развивает внутренние силы ребенка,
благодаря которым человек не может не делать
добра, то есть учит сопереживать, а также
формировать языковую культуру ребенка».
В.А. Сухомлинский
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания
любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания,
созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к
сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды
на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле
уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства
народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной
народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного
творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные
нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над
злом здесь обязательна.
Во
многих
сказках
воспеваются
удачливость,
находчивость,
взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает
безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность
и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают
ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение
жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного
и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по
определенному ритму, тому самому, который организовывал людей
сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в
жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и
передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты
сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие
достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на
исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом,
патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психологопедагогическое
значение
для
обучения,
развития
и
воспитания
дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование
которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи
обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение
поставленной
цели
нравственно-патриотического
воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при
решении следующих задач, а именно:
Обучающие задачи:
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных
отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло,
послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень,
бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой
жизни;
- расширить представления детей об окружающем мире посредством
введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- развитие познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого
развития;
- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию
образного строя и навыкам связной речи;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в
жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- развитие мотивационной сферы: формированию стремления подражать
положительным героям сказок;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;
-
развивать
условия
музыкальную,
для
активного
художественную,
включения
игровую
детей
деятельность,
в
речевую,
связанную
с
образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитательные задачи:
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и
близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг
другу и с благодарностью принимать помощь;
-
способствовать
формированию
нравственных
качеств,
в
процессе
установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей
отзывчивость, общительность, дружелюбие;
-
воспитывать
трудолюбие,
привычку
заниматься
делом,
работать
старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением
относиться к результатам чужого и своего труда.
Предполагаемый результат:
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и
самому себе.
-Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.
Срок реализации - 1 год
Режим работы кружка - занятия проводятся 2 раз в месяц
Продолжительность занятия – 25-30 минут, во вторую половину дня.
Перспективно-тематическое планирование составлено по методическому
пособию
М.
Г.
Борисенко,
Н.
А.
Лукина
«КОНСПЕКТЫ
КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКАМ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ»
Перспективное планирование работы
по духовно-нравственному воспитанию через сказки
№ Тема
цель
дата
слушаем
Воспитательные — учить ребенка сентябрь
сказку «Волк внимательно слушать сказку, дослушивать ее
и козлята»
до конца, совместно рассказывать сказку,
соблюдая
последовательность
сюжета;
воспитывать умение сопереживать героям,
разделять их чувства.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать общую и мелкую моторику;
расширять словарный запас, понимать
значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных
слов в самостоятельной речи; подбирать
нужное по смыслу слово; заканчивать
начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное и слуховое внимание; дви-
гательную
и
тактильную
память;
устанавливать причинно-следственные связи.
рассказываем
Воспитательные
—
отвечать
на сентябрь
сказку «Волк вопросы; внимательно слушать ответы других
и козлята»
детей; сопереживать героям сказки, разделять
их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую
и общую моторику; расширять активный
словарь за счет прилагательных-антонимов,
обозначающих эмоциональные состояния
(веселый — грустный, злой — добрый);
закреплять
счет
в
пределах
пяти;
согласовывать
существительные
с
числительными «два», «пять».
Развивающие — продолжать развивать
слуховую и зрительную память, мышление,
воображение,
устанавливать
причинноследственные связи.
показываем
Воспитательные
—
вырабатывать октябрь
сказку «Волк умение дослушивать сказку до конца; воси козлята»
питывать умение подражать; согласовывать
свои действия с действиями других детей.
Обучающие — выполнять правила игры;
продолжать
совершенствовать
общую,
мелкую
и
артикуляторную
моторику;
закреплять навыки счета (пересчитывать
предметы в пределах пяти); соотносить
количество предметов с соответствующей
цифрой; вводить в активный словарь новые
глаголы и прилагательные; использовать в
активной речи предлоги «в», «на», «за».
Развивающие
—
развивать
наблюдательность; зрительное и слуховое
восприятие, внимание, память; устанавливать
причинно-следственные связи.
слушаем
сказку
«Маша и
медведь»
Воспитательные
—
продолжать октябрь
формировать у детей умение внимательно
слушать сказку; дослушивать ее до конца;
отвечать на вопросы взрослого; сопереживать
героям сказки.
Обучающие — обучать правильно
выполнять игровые задания; продолжать
совершенствовать общую и мелкую моторику;
активизировать
словарь
за
счет
существительных, обозначающих названия
лесных ягод (малина, земляника, черника);
способствовать употреблению и усвоению
слов в самостоятельной речи; учить
употреблять существительные мужского и
женского рода в родительном, винительном
падежах; знакомить с понятиями «по
одному»,
«ни
одного»;
согласовывать
существительные с числительным «два».
Развивающие — развивать зрительное,
слуховое, тактильное внимание и память;
продолжать развивать воображение.
рассказываем
Воспитательные
—
продолжать Ноябрь
сказку
воспитывать учебные навыки; отвечать на
«Маша
и вопросы по тексту; сопереживать героям
медведь»
сказки.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать общую и мелкую моторику;
активизировать словарный запас за счет имен
существительных (чаща, деревня, короб,
овражки);
прилагательных
(умная,
находчивая);
пересказывать
сказку,
договаривая фразу.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное внимание, память; развивать
способности в замещению, умение читать
графические рисунки (символы).
показываем
Воспитательные
—
продолжать Ноябрь
сказку
вырабатывать умение подражать; учить со«Маша
и гласовывать свои действия с действиями
медведь»
других детей.
Обучающие — совершенствовать общую
и мелкую моторику детей; обогащать словарь
за счет новых имен прилагательных, глаголов;
учить использовать в активной речи предлоги
«около», «из».
Развивающие — развивать творческие
способности
детей;
совершенствовать
зрительное внимание и память; развивать
воображение.
слушаем
Воспитательные - формировать в детей Декабрь
сказку «Кот, умение
внимательно
слушать
рассказ
петух и лиса» взрослого; дослушивать текст до конца, не
перебивая говорящего; умение сопереживать
героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать общую и
мелкую моторику; расширять словарный
запас за счет новых имен существительных
(жердочка), прилагательных (петушиного),
глаголов (стеречь, приберет, подметет);
вводить в активную речь наречие «рано»;
закреплять счет в пределах пяти; учить
согласовывать числительные «два», «пять» с
существительными в роде и числе.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное,
слуховое
и
тактильное
восприятие; развивать наблюдательность и
воображение.
Рассказываем Воспитательные
—
продолжать Декабрь
сказку «Кот, вырабатывать учебные навыки; формировать
петух и лиса» умение слушать ответы других детей, не
перебивать говорящего.
Обучающие — совершенствовать общую и
мелкую моторику; расширять активный
словарь за счет новых имен прилагательных,
глаголов; учить отвечать на вопросы
взрослого по тексту сказки.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное,
тактильное
и
слуховое
восприятие; учить устанавливать причинноследственные связи; развивать способность к
замещению и умение читать символы на
мнемокарте.
показываем
Воспитательные — продолжать воспитывать Январь
сказку «Кот, уважение
к
действиям
сверстников;
петух и лиса» дослушивать реплики до конца, не перебивать
других детей; сопереживать героям сказки,
разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и
общую моторику; продолжать активизировать
словарь
за
счет
новых
глаголов,
прилагательных и наречий (далеко, близко);
закреплять счетные навыки; продолжать
знакомить детей с цифрами (от 1 до 5);
соотносить количество с обозначающей его
цифрой; учить проводить простейшую
инсценировку
слушаем
Воспитательные — продолжать формировать Январь
сказку «Три умение слушать рассказ взрослого, не
медведя»
перебивая, дослушивать его до конца;
формировать
положительные
качества,
умение сопереживать.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; расширять словарный запас за счет
имен
прилагательных,
глаголов;
способствовать употреблению усвоенных
слов в самостоятельной речи; учить
правильно пользоваться в активной речи
предлогами «под», «за».
Развивающие — развивать умение
вслушиваться в речь взрослого; развивать
внимание, воображение и мышление.
рассказываем
Воспитательные
—
продолжать Февраль
сказку «Три вырабатывать учебные навыки; умение
медведя»
слушать рассказ сверстников; не перебивать
говорящего; отвечать на вопросы взрослого
по тексту сказки.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; обучать элементарному пересказу
(договаривать фразы, рассказывать по
очереди 1-2 предложения из текста).
Развивающие — развивать внимание,
мышление, наблюдательность; способность
устанавливать причинно-следственные связи,
отвечать на вопрос почему?; развивать
конструктивный праксис.
показываем
Воспитательные — продолжать воспитывать Февраль
сказку «Три умение подражать; согласовывать свои
медведя»
действия с действиями других детей; умение
сопереживать героям сказки, разделять их
чувства.
Обучающие — совершенствовать общую и
мелкую моторику; вводить в словарь новые
глаголы, прилагательные; учить проводить
элементарную инсценировку уже знакомой
сказки.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное и слуховое восприятие, память,
воображение, мышление.
слушаем
Воспитательные — формировать у детей Март
умение
внимательно
слушать
рассказ
взрослого; вовлекать в совместные виды
деятельности; вырабатывать учебные навыки:
отвечать на вопросы взрослого, уметь
слушать ответ другого ребенка.
Обучающие — совершенствовать общую
моторику; расширять словарный запас за счет
прилагательных и глаголов; вводить в
активный словарь антонимы (маленький —
большой, громко — тихо); употреблять в речи
имена существительные с предлогом «у» в
родительном падеже; обучать умению
подбирать нужное по смыслу слово и
заканчивать фразу, начатую взрослым.
Развивающие — развивать зрительное и
слуховое внимание — умение вслушиваться в
речь взрослого, отгадывать загадки.
рассказываем Воспитательные — вырабатывать у ребенка Март
сказку
учебные навыки: отвечать на вопросы где это?
«Заюшкина
кто это?, что это?; не перебивать говорящего;
избушка»
воспитывать
положительные
качества
личности — уверенность в себе, смелость,
умение сопереживать.
Обучающие — объяснять, как сравнивать два
предмета по размеру (длиннее— короче, выше
— ниже, больше — меньше), способствовать
употреблению
усвоенных
слов
в
самостоятельной речи; учить употреблять в
речи имена существительные в предложном
падеже (о ком загадка? — о зайце), в
родительном падеже (нет кого? — лисы).
Развивающие — развивать зрительное
внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты;
развивать слуховое внимание— умение
вслушиваться в речь взрослого; развивать
зрительную память (обучение глобальному
чтению).
Воспитательные
—
вырабатывать Апрель
показываем
учебные навыки — умение слушать сказку до
сказку
конца, держать правильную (рабочую) позу за
«Заюшкина
столом; воспитывать умение подражат; учить
избушка»
согласовывать свои действия при проведении
простой инсценировки.
Обучающие — совершенствовать мелкую
моторику — выполнять точные движения
пальцами
ведущей
руки;
составлять
предложения с однородными определениями;
закреплять навыки глобального чтения; учить
сказку
«Заюшкина
избушка»
помогать проводить простую инсценировку
знакомой сказки.
Развивающие — развивать слуховое и
зрительное внимание ребенка.
слушаем
Воспитательные — продолжать формировать Апрель
сказку «Как у детей умение внимательно слушать сказку,
коза избушку не перебивать говорящего; вырабатывать
построила»
умение
отвечать
на
вопросы
по
прочитанному.
Обучающие — продолжать уточнять и
расширять словарный запас детей за счет
имен существительных, прилагательных,
глаголов и наречий; вводить в активный
словарь
детей
существительные,
обозначающие названия деревьев, прилагательные, глаголы.
Развивающие — продолжать развивать у
детей слуховое восприятие, внимание, память;
решать несложные логические задачи; делать
простейшие заключения.
рассказываем
Воспитательные
—
продолжать Май
сказку «Как вырабатывать умение внимательно слушать
коза избушку взрослого, ответы сверстников, не перебивать
построила»
говорящего, сопереживать героям сказки,
разделять их чувства.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; расширять активный словарь за
счет имен существительных, обозначающих
названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка,
шиповник, береза), их плодов (яблоко,
шишка,
желудь,
ягода
шиповника);
закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с
числительным «два»; продолжать формировать
целенаправленный
продолжительный выдох.
Развивающие — развивать слуховую и
зрительную память детей.
показываем
Воспитательные
—
продолжать Май
сказку «Как воспитывать умение подражать; умение
коза избушку слушать сказку до конца; согласовывать свои
построила»
действия с действиями других детей.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; активизировать словарь за счет
глаголов, имен прилагательных; рассказывать
сказку с небольшой помощью взрослого (по
опорным вопросам, мнемокарте).
Развивающие — продолжать развивать
способность
детей
к
использованию
заместителей, умение читать символы на
мнемокартах; развивать зрительное внимание,
память.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: подберите персонажей из настольного кукольного театра;
вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8) и наклейте их на картон или плотную бумагу.
Цели занятия
Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца,
совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение
сопереживать героям, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять
словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать
употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово;
заканчивать начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и
тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— мяч;
— красиво украшенная коробка;
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8);
— ширма;
— экран;
— картинка «Лабиринт» для каждого ребенка (см. рис. 2);
— шапочка козлика (или ободок с рожками).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите детям взяться за руки и образовать круг.
Покажите мяч и объясните правила игры: «Я буду передавать мяч тому, кто стоит справа от меня,
а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не
вернется обратно ко мне». Когда мяч вернется к вам, скажите: «Мне нравится сказка „Волк и
козлята"».
Предложите детям сесть на стульчики, расставленные полукругом.
2. Знакомство со сказкой. Поставьте перед детьми красиво оформленную коробку с
фигурками — персонажами сказки (коза, пять козлят, волк, медведь-кузнец). Рассказывайте
(читайте) сказку. По ходу чтения сказки выставляйте на столе фигурки тех персонажей сказки, о
которых вы сейчас рассказываете.
3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?
Куда уходила коза?
Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
Кто подслушал, как поет коза?
Каким голосом пела песенку коза?
Каким голосом пел песенку волк в первый раз?
Кто помог волку изменить голос?
Каким голосом пел песенку волк во второй раз?
Почему козлята впустили волка?
Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
Как коза отомстила волку?
Как козлята спаслись от гибели?
На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8), которые
соответствуют ответам детей.
4. Развитие слухового восприятия. Покажите картинку, на которой изображена мама-коза.
Предложите детям послушать песенку мамы-козы. Произнесите звукоподражание низким
голосом: «Мэ-э-э». Предложите ребенку повторить звукоподражание низким голосом.
Покажите картинку, на которой изображен козленок. Предложите козленку позвать маму,
произнести звукоподражание высоким голосом: «Мэ-э-э!». Попросите ребенка повторить
звукоподражание высоким голосом.
Предложите детям поиграть в «Угадалки-узнавалки». Спрячьте фигурки козы и козлят за
ширму. Предложите детям внимательно послушать и назвать того, кто говорит за вас,
спрятавшись за ширмой (коза или козленок). Произносите звукоподражания, -держа экран таким
образом, чтобы ваши губы не были видны.
Если детям игра понравится, ее можно усложнить, предложив волку петь грубым и тонким
голосом: «У-У-У», «у-у-у».
5. Развитие зрительного внимания, мышления. Положите перед каждым ребенком
картинку «Лабиринт» (см. рис. 2). Предложите детям рассмотреть козлят. Попросите рассмотреть
фартучек каждого козленка и назвать, что на нем нарисовано.
Предложите детям провести указательным пальцем по линии лабиринта и найти в конце
дорожки любимый каждым козленком овощ. Скажите: «Найди тот овощ, который любит козленок
в фартучке, на котором изображена морковка. Проведи указательным пальчиком по дорожке от
козленка в фартучке с морковкой к морковке».
Аналогично обыграйте остальные картинки.
6. Подвижная игра. Предложите детям поиграть в игру « Через мост мы идем ».
Наденьте одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками).
Предложите детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставьте в середину круга.
Предложите детям идти по кругу, распевая слова песенки:
Козлик наш, козлик. По двору гуляет, Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!
Предложите детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:
Козлик, козлик, Нас поймай, Если сможешь, За-бо-дай!
Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик»
дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.
7. Закончи фразу. Предложите детям закончить начатую вами фразу, называя слово с
противоположным значением.
Коза большая, а козленок ... (маленький). Коза добрая, а волк ... (злой). Лед холодный, а
огонь ... (горячий).
Если задание вызывает у детей затруднение, то закончите фразу сами, давая образец для
ответа.
8.
Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей, похвалите
каждого ребенка.