Содержание
1.
Пояснительная записка:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизна программы;
- актуальность;
- цель и задачи программы;
-возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе;
- сроки реализации;
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
2.
Учебно-тематическое планирование.
3.
Содержание образовательной деятельности.
4.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
5.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
6.
Диагностический мониторинг.
7.
Библиографический список.
Пояснительная записка
Обучение детей дошкольного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, не только знания определенной
соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного
представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно
понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает
двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого
следует, что в танце творческое воображение может развиваться
нее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Все движения выполняются под высокохудожественную музыку (классическую, народную), также используются современные композиции и сюжетнотематические произведения, что позволяет развивать в детях эстетический вкус
чувства и осуществлять нравственное воспитание.
На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка, для этого и вводится название – ритмика. И происходит это, прежде всего в
процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим
становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный
для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.
Новизна программы
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы
такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое
движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее
отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса; значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске
новых импровизационных и игровых форм.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований
к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Концепцией модернизации российского образования
Концепцией дошкольного воспитания
СанПиН 2.4.1.3049-13
НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Актуальность программы
Программа ориентирована, во-первых, на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности; во-вторых, обусловлена возможностью предоставления ребенку соответствующих условий для удовлетворения
разнообразных интересов, склонностей, развития творческих способностей, т.к.
предмет ритмика и танец обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь
следует отнести способность к импровизации, спонтанность, гибкую и тонкую
эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а затем умение находить в
музыке и движениях средства гармонизации своего внутреннего мира.
Направление деятельности: художественно – эстетическое.
Главная цель программы: гуманистическая.Она заключается в том,
чтобы развивать природную музыкальность ребенка, формировать и развивать
творчески активную, эмоционально – отзывчивую, духовно – богатую личность
ребенка, а также игровое развитие способности к естественному самовыражению
в движениях на основе разнообразной танцевальной культуры.
Задачи программы:
обучающие:
привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков;
формирование элементарных хореографических знаний, умений и на-
выков.
слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их жестами или
движениями.
развивающие:
развивать ассоциативное мышление и воображение;
развивать чувство ритма музыкальный слух;
развивать у детей хореографические способности;
развивать коммуникативные качества у дошкольников.
воспитательные:
формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
воспитывать любовь и уважение к искусству, понимать его эстетические ценности.
структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора
способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.
Логика структурирования таких задач: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот;
игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки).
При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Процесс обучения осуществляется различными методами и приемами: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста. Каждая из выделенных групп
методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ, и объяснение).
Программа реализуется через идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы – это:
Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь
педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.
Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на
основе предыдущих.
Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики,
значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение
свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти
«единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в
процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений,
но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами
композиции танца.
«Обучение - творчество». Творчество рассматривается в качестве не
столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная
кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений
до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал,
становятся дополнительным путем его изучения.
Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними
необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое
количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на
самых ранних этапах обучения танцу.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, была определена возрастная категория детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 47лет (дошкольный возраст).
4-5лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные
по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков
музыкального
образа,
средств
музыкальной
выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству.
5-7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии
движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей
резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность
подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не
только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую
музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения. Учебный год распланирован
ссентября по июнь месяцы.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.
Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста осуществляться
два раза в неделю. Форма организации учебно-воспитательного процесса - групповая. Домашние задания воспитанникам не задаются.
Летний период организуются каникулы.
Формы и режим занятий
Форма обучения: на каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение
каждого занятия требует от педагога не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих
воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению
поставленной цели.
Продолжительность одного занятия:
в средней группе - 20 минут
в старшей группе- 25 минут
в подготовительной-30 минут
Прогнозируемая результативность
К концу учебного курса воспитанник будет знать:
ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки;
хореографические названия изученных элементов;
требования к внешнему виду на занятиях;
знать движения, изученные по программе.
Воспитанник будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.
Занятия по данной программе будут способствовать: развитию координации
движений дошкольников, воображения, отработке механизмов межличностной
коммуникации, воспитанию внимательного отношения друг к другу, умению искренне радоваться достижениям своих товарищей, желанию помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формой подведения итогов, реализации программы дополнительного
образования является: открытое занятие в конце учебного года, выступление на
праздниках, на конкурсах. Усвоения материала проводится в течение учебного
процесса в форме индивидуальной и совместной деятельности обучающихся по
полугодиям.
Содержание курса
1-й год обучения
Образовательные задачи:
совершенствование естественных движений (ходьба, бег, прыжки);
ориентировка в пространстве через исполнение игровых этюдов;
изучение простейших хореографических терминов.
Развивающие задачи:
развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма);
формирование внимания;
формирование эмоционального восприятия и развития музыкальной
памяти.
Воспитательные задачи:
нравственное воспитание и развитие воспитанников с учетом их возрастных возможностей и интересов;
организация взаимоотношений со сверстниками.
Пальчиковая разминка
Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую
память и речь.
Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в«колѐсико»,
приложить к глазам и посмотреть в «очки».
Тики-так, тики-так - так ходики стучат
Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и покачивать
ими вправо, влево.
Туки-так, туки-так - так колѐса стучат.
Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг другу, выполнять
скользящие движения ладонями от себя, к себе не отрывая,их друг от друга.
Туки-ток, туки-ток- Так стучит молоток.
Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга.
Мы платочки постираем, крепко- крепко их потрем.
Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.
А потом повыжимаем очень крепко отожмем.
Выполнять движение «выжимаем белье».
А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.
Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.
А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.
«Гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.
А теперь платком помашем и с ним весело попляшем
Выполнять движения фонарики
Наша бабушка идет
Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой.
И корзиночку несет
Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.
Села тихо в уголочек
Положить руки на колени.
Вяжет деточкам чулочек
Выполнять движения имитирующие вязания на спицах.
Вдруг котята прибежали и клубочки подобрали.
Мягкими кистями рук выполнять движения «кошечка»
Где же, где ж мои клубочки,
Развести руки в стороны.
Как же мне вязать чулочки?
Выполнять движения «вязание на спицах».
Как на нашем на лугу.
Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.
Стоит чашка творогу.
Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получилсябольшой круг, локти приподнять.
Прилетели две тетери.
Помахать кистями рук как крыльями.
Поклевали.
Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках (клюв), покачать кистями.
Улетели.
Помахать руками.
Простые танцевальные движения (совершенствование естественных
движений)
1. Виды шагов:
а) спокойная ходьба - амплитуда и длинна шага не большая;
б) шаг на полу пальцах;
в) крадущийся шаг.
2. Топающий шаг – поочерѐдные притопы правой, левой ногой на месте, и с
продвижением вперѐд.
3. Боковой приставной шаг - на «раз» - шаг вправо (влево), на «два» - левая
(правая) нога приставляется к опорной.
4. «Пружинки»
5. Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
6. Движение рук - круговые вращательные движения руками, «Кошкины коготки».
7. Поднимание и опускание плеч
8. Сокращение и вытягивание стопы
9. Наклоны корпуса - вперѐд и в сторону
10. Наклоны головы - вперѐд (поклоны)
11. Основные движения:
а) «Ножницы»
б) «Пружинки»
в) «Крестик»
г) «Боковой галоп»
д) «Гармошка»
е) Прыжки на двух ногах
ж) Притопы в русском характере
з) Поочерѐдное открывание ног вперѐд на каблук.
Упражнения на ориентировку в пространстве:
- ходьба по кругу друг за другом;
- врассыпную - круг;
- круг - его сужение;
- круг – движение со сменой направления;
- построение в пары.
Исполнение игровых этюдов:
а) «Маленькие гномики»
б) «Ёжик по лесу бежал»
в) «Ветер веет - ветер веет»
г) « Я ребенок как картинка»
д) «Серый слон»
е) «Любопытная Варвара»
ѐ) «Лохматый пѐс»
ж) «Мишка косолапый»
2-й год обучения
Образовательные задачи:
формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков на основе овладения и усвоения хореографического материала;
изучение простейших хореографических терминов.
Развивающие задачи:
развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма);
развитие хореографических способностей;
развитие эмоциональности;
развитие психических процессов (внимание, память, мышление).
Воспитательные задачи:
нравственное воспитание и развитие воспитанников с учетом их возрастных возможностей и интересов;
организация взаимоотношений со сверстниками.
Вводное занятие
Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с
правилами поведения на занятиях и в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».
Азбука музыкального движения
Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклонприветствие. Позиция ног – VI.
Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и
влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в
соответствии с каждым темпом.
«Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп
умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на
один такт.
«Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп
умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт «четыре» и «более» прыжков.
Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное
положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая
«удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу.
«Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
«Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны.
Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в
стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по
VI позиции, так и по II позиции.
Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Танцевально-образные движения
«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствиис четверостишьями.
Кошка села на окошко,
Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в
тях,
изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею,
которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем
змею, которая ползет вперед)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Стоит цапля на болоте,
Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх
прямые, голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки
прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Ветер деревце качает,
Хочет ветку наклонить,
Понаблюдав за ним немножко
Мы все движенья сможем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь обезьяны наши предки,
А предкам детки, надо подражать.
Раз, два, три – ну-ка повтори.
Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Этюд, имитирующий действия человека.
Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок)
у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).
захотелось бабке («бабка» надевает косынку)
искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая
плавание).
Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми
движениями).
Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию)
начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).
Основные виды движений
Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
Шаги на полу пальцах.
Шаги на пятках.
Шаги в комбинации с хлопками.
Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и
на прямых ногах.
Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
Галоп (лицом в круг).
Рисунки танца. Пространственные перестроения.
Понятие пространственных перестроений.
Круг.
- лицом и спиной;
- по одному и в парах.
Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.
Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.
Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад.
3-й год обучения
Образовательные задачи:
уточнение и конкретизация хореографических знаний, умений, навыков;
закрепление уже известных и ознакомление с новыми хореографическими терминами;
ознакомление с правилами поведения на сцене.
Развивающие задачи:
развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма);
развитие хореографических способностей;
развитие эмоциональности;
развитие психических процессов (внимание, память, мышление);
развитие мышц.
Воспитательные задачи:
освоение этических норм, развитие моральных и эстетических ценностей;
обучение взаимодействию со сверстниками.
Вводное занятие
Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с
правилами поведения на занятиях и в кабинете.
Азбука музыкального движения
Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклонприветствие. Позиция ног – VI.
Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и
влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в
соответствии с каждым темпом.
«Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп
умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на
один такт.
«Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп
умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков
на один такт.
Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное
положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая
«удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу.
«Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
«Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны.
Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в
стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по
VI позиции, так и по II позиции.
Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Основные виды движения
Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
Шаги на полу пальцах.
Шаги на пятках.
Шаги в комбинации с хлопками.
Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и
на прямых ногах.
Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
Галоп (лицом в круг).
Рисунки танца. Пространственные перестроения
Понятие пространственных перестроений.
Круг.
- лицом и спиной;
- по одному и в парах.
Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.
Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.
Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад.
«Воротца».
«Звѐздочки».
«Шахматный» порядок.
Ходьба по ходу часовой стрелки, и против часовой стрелки.
Простые элементы танца
Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.
Комбинации движений на месте.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.
5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).
6 такт – вернуться в исходное положение.
7 – 8 такты – упражнение «тик-так» головой.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.
1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – то же повторить еще раз.
Комбинацию повторить с левой ноги.
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).
3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).
4 такт – вернуться в исходное положение.
Комбинацию повторить с левой ноги.
IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль
корпуса. Музыкальный размер 2/4.
1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.
3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.
5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».
7 – 8 такты – руки разводим в стороны.
Комбинации движений в продвижении по кругу.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.
Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль
корпуса. Музыкальный размер 4/4.
Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.
1 – 4 такты – мелкий бег на полу пальцах.
5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.
Санитарно-гигиенические требования:
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям
ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличиеаптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен
иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «хореография», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
Методы диагностики личностного развития учащихся:
наблюдение;
беседа;
сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый анализ полученных умений и навыков за период обучения.
Виды и формы контроля освоения программы:
текущий (после каждой темы);
итоговый (в конце учебного года).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Музыкально-дидактические игры;
комплексы пальчиковой гимнастики;
СD диски с записями классической, народной музыки;
СD с детскими песнями;
электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
методическая литература
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Музыкальный зал;
стулья по количеству детей;
музыкальные инструменты;
музыкальный центр;
микшер – усилитель;
колонки;
мультимедийная аппаратура;
телевизор.
Библиографический список
1.
Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и поп. – М.: Мозаика – Синтез,
2011. – 336 с. - ISBN 978-5-86775-813-4.
2.
Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
3.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. 220 с.
4.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,
1967. – 203 с.
5.
Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с
6.
Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
7.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие
чувства
ритма
у
детей.
–СПб.:
Композитор,
2005.
76
с.
8. Мерзлякова, А.С. Фольклор – музыка - театр: Программа и конспекты занятий
для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками:
Программно – метод. пособие / Под ред. А.С.
Законодательные материалы:
1.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
2.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
3.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
4.
Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
376304230083447847618637456882370283188412430524
Владелец
Бурдина Наталья Валерьевна
Действителен
С 19.04.2024 по 19.04.2025