кружок в мире сказок для средней группы

«В мире сказок»

Пояснительная записка
Постановка проблемы:
Во многих семьях дети предоставлены сами себе, и они познают
нравственные ценности из телевизора, компьютера. Это приводит к тому, что
поколение вырастает с бедным духовным внутренним миром.
Актуальность
«Сказка развивает внутренние силы ребенка,
благодаря которым человек не может не делать
добра, то есть учит сопереживать, а также
формировать языковую культуру ребенка».
В.А. Сухомлинский
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания
любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания,
созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к
сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды
на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле
уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства
народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной
народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного
творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные
нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над
злом здесь обязательна.
Во

многих

сказках

воспеваются

удачливость,

находчивость,

взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает
безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность
и другие человеческие недостатки.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают
ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение
жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного
и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по
определенному ритму, тому самому, который организовывал людей
сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в
жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и
передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты
сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие
достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на
исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом,
патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психологопедагогическое

значение

для

обучения,

развития

и

воспитания

дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование
которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи
обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение

поставленной

цели

нравственно-патриотического

воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при
решении следующих задач, а именно:
Обучающие задачи:
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных
отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло,
послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень,
бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой
жизни;

- расширить представления детей об окружающем мире посредством
введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- развитие познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого
развития;
- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию
образного строя и навыкам связной речи;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в
жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- развитие мотивационной сферы: формированию стремления подражать
положительным героям сказок;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;
-

развивать

условия

музыкальную,

для

активного

художественную,

включения

игровую

детей

деятельность,

в

речевую,

связанную

с

образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитательные задачи:
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и
близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг
другу и с благодарностью принимать помощь;
-

способствовать

формированию

нравственных

качеств,

в

процессе

установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей
отзывчивость, общительность, дружелюбие;
-

воспитывать

трудолюбие,

привычку

заниматься

делом,

работать

старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением
относиться к результатам чужого и своего труда.
Предполагаемый результат:

- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и
самому себе.
-Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.
Срок реализации - 1 год
Режим работы кружка - занятия проводятся 2 раз в месяц
Продолжительность занятия – 25-30 минут, во вторую половину дня.
Перспективно-тематическое планирование составлено по методическому
пособию
М.
Г.
Борисенко,
Н.
А.
Лукина
«КОНСПЕКТЫ
КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКАМ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ»
Перспективное планирование работы
по духовно-нравственному воспитанию через сказки

№ Тема

цель

дата

слушаем
Воспитательные — учить ребенка сентябрь
сказку «Волк внимательно слушать сказку, дослушивать ее
и козлята»
до конца, совместно рассказывать сказку,
соблюдая
последовательность
сюжета;
воспитывать умение сопереживать героям,
разделять их чувства.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать общую и мелкую моторику;
расширять словарный запас, понимать
значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных
слов в самостоятельной речи; подбирать
нужное по смыслу слово; заканчивать
начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное и слуховое внимание; дви-

гательную
и
тактильную
память;
устанавливать причинно-следственные связи.
рассказываем
Воспитательные
—
отвечать
на сентябрь
сказку «Волк вопросы; внимательно слушать ответы других
и козлята»
детей; сопереживать героям сказки, разделять
их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую
и общую моторику; расширять активный
словарь за счет прилагательных-антонимов,
обозначающих эмоциональные состояния
(веселый — грустный, злой — добрый);
закреплять
счет
в
пределах
пяти;
согласовывать
существительные
с
числительными «два», «пять».
Развивающие — продолжать развивать
слуховую и зрительную память, мышление,
воображение,
устанавливать
причинноследственные связи.
показываем
Воспитательные
—
вырабатывать октябрь
сказку «Волк умение дослушивать сказку до конца; воси козлята»
питывать умение подражать; согласовывать
свои действия с действиями других детей.
Обучающие — выполнять правила игры;
продолжать
совершенствовать
общую,
мелкую
и
артикуляторную
моторику;
закреплять навыки счета (пересчитывать
предметы в пределах пяти); соотносить
количество предметов с соответствующей
цифрой; вводить в активный словарь новые
глаголы и прилагательные; использовать в
активной речи предлоги «в», «на», «за».
Развивающие
—
развивать
наблюдательность; зрительное и слуховое
восприятие, внимание, память; устанавливать
причинно-следственные связи.

слушаем
сказку
«Маша и
медведь»

Воспитательные
—
продолжать октябрь
формировать у детей умение внимательно
слушать сказку; дослушивать ее до конца;
отвечать на вопросы взрослого; сопереживать
героям сказки.
Обучающие — обучать правильно
выполнять игровые задания; продолжать
совершенствовать общую и мелкую моторику;
активизировать
словарь
за
счет
существительных, обозначающих названия
лесных ягод (малина, земляника, черника);
способствовать употреблению и усвоению
слов в самостоятельной речи; учить
употреблять существительные мужского и
женского рода в родительном, винительном
падежах; знакомить с понятиями «по
одному»,
«ни
одного»;
согласовывать
существительные с числительным «два».
Развивающие — развивать зрительное,
слуховое, тактильное внимание и память;
продолжать развивать воображение.

рассказываем
Воспитательные
—
продолжать Ноябрь
сказку
воспитывать учебные навыки; отвечать на
«Маша
и вопросы по тексту; сопереживать героям
медведь»
сказки.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать общую и мелкую моторику;
активизировать словарный запас за счет имен
существительных (чаща, деревня, короб,
овражки);
прилагательных
(умная,
находчивая);
пересказывать
сказку,
договаривая фразу.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное внимание, память; развивать
способности в замещению, умение читать
графические рисунки (символы).

показываем
Воспитательные
—
продолжать Ноябрь
сказку
вырабатывать умение подражать; учить со«Маша
и гласовывать свои действия с действиями
медведь»
других детей.
Обучающие — совершенствовать общую
и мелкую моторику детей; обогащать словарь
за счет новых имен прилагательных, глаголов;
учить использовать в активной речи предлоги
«около», «из».
Развивающие — развивать творческие
способности
детей;
совершенствовать
зрительное внимание и память; развивать
воображение.
слушаем
Воспитательные - формировать в детей Декабрь
сказку «Кот, умение
внимательно
слушать
рассказ
петух и лиса» взрослого; дослушивать текст до конца, не
перебивая говорящего; умение сопереживать
героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать общую и
мелкую моторику; расширять словарный
запас за счет новых имен существительных
(жердочка), прилагательных (петушиного),
глаголов (стеречь, приберет, подметет);
вводить в активную речь наречие «рано»;
закреплять счет в пределах пяти; учить
согласовывать числительные «два», «пять» с
существительными в роде и числе.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное,
слуховое
и
тактильное
восприятие; развивать наблюдательность и
воображение.
Рассказываем Воспитательные
—
продолжать Декабрь
сказку «Кот, вырабатывать учебные навыки; формировать
петух и лиса» умение слушать ответы других детей, не
перебивать говорящего.

Обучающие — совершенствовать общую и
мелкую моторику; расширять активный
словарь за счет новых имен прилагательных,
глаголов; учить отвечать на вопросы
взрослого по тексту сказки.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное,
тактильное
и
слуховое
восприятие; учить устанавливать причинноследственные связи; развивать способность к
замещению и умение читать символы на
мнемокарте.
показываем
Воспитательные — продолжать воспитывать Январь
сказку «Кот, уважение
к
действиям
сверстников;
петух и лиса» дослушивать реплики до конца, не перебивать
других детей; сопереживать героям сказки,
разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и
общую моторику; продолжать активизировать
словарь
за
счет
новых
глаголов,
прилагательных и наречий (далеко, близко);
закреплять счетные навыки; продолжать
знакомить детей с цифрами (от 1 до 5);
соотносить количество с обозначающей его
цифрой; учить проводить простейшую
инсценировку
слушаем
Воспитательные — продолжать формировать Январь
сказку «Три умение слушать рассказ взрослого, не
медведя»
перебивая, дослушивать его до конца;
формировать
положительные
качества,
умение сопереживать.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; расширять словарный запас за счет
имен
прилагательных,
глаголов;
способствовать употреблению усвоенных
слов в самостоятельной речи; учить

правильно пользоваться в активной речи
предлогами «под», «за».
Развивающие — развивать умение
вслушиваться в речь взрослого; развивать
внимание, воображение и мышление.
рассказываем
Воспитательные
—
продолжать Февраль
сказку «Три вырабатывать учебные навыки; умение
медведя»
слушать рассказ сверстников; не перебивать
говорящего; отвечать на вопросы взрослого
по тексту сказки.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; обучать элементарному пересказу
(договаривать фразы, рассказывать по
очереди 1-2 предложения из текста).
Развивающие — развивать внимание,
мышление, наблюдательность; способность
устанавливать причинно-следственные связи,
отвечать на вопрос почему?; развивать
конструктивный праксис.
показываем
Воспитательные — продолжать воспитывать Февраль
сказку «Три умение подражать; согласовывать свои
медведя»
действия с действиями других детей; умение
сопереживать героям сказки, разделять их
чувства.
Обучающие — совершенствовать общую и
мелкую моторику; вводить в словарь новые
глаголы, прилагательные; учить проводить
элементарную инсценировку уже знакомой
сказки.
Развивающие — продолжать развивать
зрительное и слуховое восприятие, память,
воображение, мышление.
слушаем

Воспитательные — формировать у детей Март
умение
внимательно
слушать
рассказ

взрослого; вовлекать в совместные виды
деятельности; вырабатывать учебные навыки:
отвечать на вопросы взрослого, уметь
слушать ответ другого ребенка.
Обучающие — совершенствовать общую
моторику; расширять словарный запас за счет
прилагательных и глаголов; вводить в
активный словарь антонимы (маленький —
большой, громко — тихо); употреблять в речи
имена существительные с предлогом «у» в
родительном падеже; обучать умению
подбирать нужное по смыслу слово и
заканчивать фразу, начатую взрослым.
Развивающие — развивать зрительное и
слуховое внимание — умение вслушиваться в
речь взрослого, отгадывать загадки.
рассказываем Воспитательные — вырабатывать у ребенка Март
сказку
учебные навыки: отвечать на вопросы где это?
«Заюшкина
кто это?, что это?; не перебивать говорящего;
избушка»
воспитывать
положительные
качества
личности — уверенность в себе, смелость,
умение сопереживать.
Обучающие — объяснять, как сравнивать два
предмета по размеру (длиннее— короче, выше
— ниже, больше — меньше), способствовать
употреблению
усвоенных
слов
в
самостоятельной речи; учить употреблять в
речи имена существительные в предложном
падеже (о ком загадка? — о зайце), в
родительном падеже (нет кого? — лисы).
Развивающие — развивать зрительное
внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты;
развивать слуховое внимание— умение
вслушиваться в речь взрослого; развивать
зрительную память (обучение глобальному
чтению).
Воспитательные
—
вырабатывать Апрель
показываем
учебные навыки — умение слушать сказку до
сказку
конца, держать правильную (рабочую) позу за
«Заюшкина
столом; воспитывать умение подражат; учить
избушка»
согласовывать свои действия при проведении
простой инсценировки.
Обучающие — совершенствовать мелкую
моторику — выполнять точные движения
пальцами
ведущей
руки;
составлять
предложения с однородными определениями;
закреплять навыки глобального чтения; учить
сказку
«Заюшкина
избушка»

помогать проводить простую инсценировку
знакомой сказки.
Развивающие — развивать слуховое и
зрительное внимание ребенка.
слушаем
Воспитательные — продолжать формировать Апрель
сказку «Как у детей умение внимательно слушать сказку,
коза избушку не перебивать говорящего; вырабатывать
построила»
умение
отвечать
на
вопросы
по
прочитанному.
Обучающие — продолжать уточнять и
расширять словарный запас детей за счет
имен существительных, прилагательных,
глаголов и наречий; вводить в активный
словарь
детей
существительные,
обозначающие названия деревьев, прилагательные, глаголы.
Развивающие — продолжать развивать у
детей слуховое восприятие, внимание, память;
решать несложные логические задачи; делать
простейшие заключения.
рассказываем
Воспитательные
—
продолжать Май
сказку «Как вырабатывать умение внимательно слушать
коза избушку взрослого, ответы сверстников, не перебивать
построила»
говорящего, сопереживать героям сказки,
разделять их чувства.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; расширять активный словарь за
счет имен существительных, обозначающих
названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка,
шиповник, береза), их плодов (яблоко,
шишка,
желудь,
ягода
шиповника);
закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с
числительным «два»; продолжать формировать
целенаправленный
продолжительный выдох.

Развивающие — развивать слуховую и
зрительную память детей.
показываем
Воспитательные
—
продолжать Май
сказку «Как воспитывать умение подражать; умение
коза избушку слушать сказку до конца; согласовывать свои
построила»
действия с действиями других детей.
Обучающие
—
продолжать
совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; активизировать словарь за счет
глаголов, имен прилагательных; рассказывать
сказку с небольшой помощью взрослого (по
опорным вопросам, мнемокарте).
Развивающие — продолжать развивать
способность
детей
к
использованию
заместителей, умение читать символы на
мнемокартах; развивать зрительное внимание,
память.

ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: подберите персонажей из настольного кукольного театра;
вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8) и наклейте их на картон или плотную бумагу.

Цели занятия
Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца,
совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение
сопереживать героям, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять
словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать
употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово;
заканчивать начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и
тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— мяч;
— красиво украшенная коробка;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8);
— ширма;
— экран;
— картинка «Лабиринт» для каждого ребенка (см. рис. 2);
— шапочка козлика (или ободок с рожками).

Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите детям взяться за руки и образовать круг.
Покажите мяч и объясните правила игры: «Я буду передавать мяч тому, кто стоит справа от меня,
а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не
вернется обратно ко мне». Когда мяч вернется к вам, скажите: «Мне нравится сказка „Волк и
козлята"».
Предложите детям сесть на стульчики, расставленные полукругом.
2. Знакомство со сказкой. Поставьте перед детьми красиво оформленную коробку с
фигурками — персонажами сказки (коза, пять козлят, волк, медведь-кузнец). Рассказывайте
(читайте) сказку. По ходу чтения сказки выставляйте на столе фигурки тех персонажей сказки, о
которых вы сейчас рассказываете.
3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?
Куда уходила коза?
Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
Кто подслушал, как поет коза?
Каким голосом пела песенку коза?
Каким голосом пел песенку волк в первый раз?
Кто помог волку изменить голос?
Каким голосом пел песенку волк во второй раз?
Почему козлята впустили волка?
Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
Как коза отомстила волку?
Как козлята спаслись от гибели?
На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8), которые
соответствуют ответам детей.
4. Развитие слухового восприятия. Покажите картинку, на которой изображена мама-коза.
Предложите детям послушать песенку мамы-козы. Произнесите звукоподражание низким
голосом: «Мэ-э-э». Предложите ребенку повторить звукоподражание низким голосом.
Покажите картинку, на которой изображен козленок. Предложите козленку позвать маму,
произнести звукоподражание высоким голосом: «Мэ-э-э!». Попросите ребенка повторить
звукоподражание высоким голосом.

Предложите детям поиграть в «Угадалки-узнавалки». Спрячьте фигурки козы и козлят за
ширму. Предложите детям внимательно послушать и назвать того, кто говорит за вас,
спрятавшись за ширмой (коза или козленок). Произносите звукоподражания, -держа экран таким
образом, чтобы ваши губы не были видны.
Если детям игра понравится, ее можно усложнить, предложив волку петь грубым и тонким
голосом: «У-У-У», «у-у-у».
5. Развитие зрительного внимания, мышления. Положите перед каждым ребенком
картинку «Лабиринт» (см. рис. 2). Предложите детям рассмотреть козлят. Попросите рассмотреть
фартучек каждого козленка и назвать, что на нем нарисовано.
Предложите детям провести указательным пальцем по линии лабиринта и найти в конце
дорожки любимый каждым козленком овощ. Скажите: «Найди тот овощ, который любит козленок
в фартучке, на котором изображена морковка. Проведи указательным пальчиком по дорожке от
козленка в фартучке с морковкой к морковке».
Аналогично обыграйте остальные картинки.
6. Подвижная игра. Предложите детям поиграть в игру « Через мост мы идем ».
Наденьте одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками).
Предложите детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставьте в середину круга.
Предложите детям идти по кругу, распевая слова песенки:
Козлик наш, козлик. По двору гуляет, Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!
Предложите детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:
Козлик, козлик, Нас поймай, Если сможешь, За-бо-дай!
Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик»
дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.
7. Закончи фразу. Предложите детям закончить начатую вами фразу, называя слово с
противоположным значением.
Коза большая, а козленок ... (маленький). Коза добрая, а волк ... (злой). Лед холодный, а
огонь ... (горячий).
Если задание вызывает у детей затруднение, то закончите фразу сами, давая образец для
ответа.
8.
Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей, похвалите
каждого ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».