Кружок Березниковские Юннаты средняя 22-23

Программа составлена на основе:
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий
и сценарии календарно- обрядных праздников: Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательныз учреждений / Авт.- сост. Л.С.Куприна,
Т.А. Бударина, О.А. Маркеева и др.- 3-е изд. Перераб. И дополн. – СПб:
«Детстсво – ПРЕСС», 2-18. – 400 с,
Учебной программы по краеведению для детей 5 – 7 лет «Березники,
мои Березники»/ А. В. Гилева, О. В Репина, Л. Г. Попова; СГПИ (филиал)
ФГБОУ ВО «ПГНИУ». – Соликамск: СГПИ, 2017. – 124 с.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. –
СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 192с.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.
Учебно- методическое пособие, - 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ДетствоПресс, 2018. – 304 с..
Особенности программы.
Курс рассчитан на 1 год обучения.
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий — 20 минут
Категория обучаемых: 4 - 5 лет (средний дошкольный возраст)
Актуальность.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее общественное значение, становиться задачей государственной
важности. Воспитания гражданственности и любви к Родине, окружающей
природе, семье определены Законом РФ «Об образовании», Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования, Государственной
программой патриотического воспитания граждан РФ на 2016 – 2020 годы.
Нравственно-патриотическое воспитание - это систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций
по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность
поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к
природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание
ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через
выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости.
Быть
гражданином,
патриотом
это
непременно
быть
интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости
за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного

отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности,
независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотические
отношения и чувства к своей семье, городу Березники, к родной природе,
культуре на основе исторических и природных особенностей Пермского края.
Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,
уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края толерантного
отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности
через ознакомление с родным городом Березники.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к
прошлому, настоящему и будущему, Пермского края, чувства гордости за свою
Родину.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям,
традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, гуманного
отношения ко всему живому.
6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,
развитие творческих способностей.
7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к
Защитникам Отечества.
8. Воспитание здорового образа жизни.
9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы программы.
Доступность: Принцип доступности предполагает соотнесение
содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития,
подготовленности детей.
Непрерывность: На нынешнем этапе образование призвано
сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному
пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию
нравственных чувств.
Научность: Одним из важных принципов программы является ее
научность, на основе сведений об истории и культуре родного города и края.
Системность: Принцип системного подхода, который предполагает
анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания,
этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования
представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах
деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность:
патриотическое
воспитание
дошкольников
продолжается в начальной школе.
Культуросообразность: Этот принцип выстраивает содержание
программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе
ценностных ориентаций.
Структура программы

Программой определена последовательность решения комплекса
поставленных задач, она определяется по блокам.
1 блок «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 блок «Город, в котором я живу».
3 блок «Родной край».
4 блок «Я патриот».
1 блок «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен
чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть
скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей
своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка,
их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им
пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи;
внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное,
заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к
своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с
друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное
отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 блок «Город, в котором я живу».
Цель: Воспитание бережного отношения к малой Родине через ее
познание. Формирование представления детей о географических особенностях
их малой Родины.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических,
социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного
края.
Расширять представления о природных богатствах нашей земли, в
особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности
к ее сбережению.
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социальноэкономической значимости города.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой
Отечественной Войны, защитникам Отечества.
Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения
города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях
труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества,
достопримечательностях города, социально- экономической значимости
города.
3 блок «Родной край».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в
Пермском крае и культуре, которую они предоставляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызывать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных
народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой
Родине.
4 блок «Я патриот»
Цель: Создание условий для формирования у дошкольников
гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому,
настоящему и будущему, к родному краю и стране на основе изучения
традиций, литературы, культурного наследия.
Задачи:
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их
традициям;
Знакомить с народным творчеством;
Расширять представления о родном городе, районе.
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города Березники,
его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической
значимости, символике Пермского края; возникновение стойкого интереса к
прошлому, настоящему и будущему города Березники чувства ответственности,
гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому
воспитанию детей.
Дети должны знать:
4-5 лет
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в
частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную
профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами,
рыбами и посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о
живом и не живом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым
существам, не вредить им.

Тематическое планирование.
Средняя группа (4-5 лет)
месяц

блок

№

Октябрь

2
«Вместе дружная семья».

Сентябрь

1

3

Тема
«Моя
Маленькая и
большая
семья»

Содержание

РППС

Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных
«Семейный альбом»,
отношениях
в семье;
развивать
диалогическую
речь; Д/игры: «Взрослые и дети»,
воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать
«Моя семья».
интерес к семейным традициям.

«Приглашаем Игра упражнение «Вежливое обращение к гостям»
в гости к нам»
«Теремок»
Разыгрывание представления по мотивам русской народной
сказки «Теремок». Исполнение русской народной песни.
Проведение русской народной игры «Заинька»

Работа с
родителями
Мастер –
класс «Театр
своими
руками»

Картотека с потешками,
пословицами о семье.
Театр на палочках, на
прищепках, магнитный
театр

4

«Что такое
домашние
дела?»

Расширение представлений детей о семье, об обязанностях Выставка
членов семьи, прививать любовь к родным людям.
«Большая
семья»

1

«Семейные
традиции,
обычаи,
ритуалы»

Формировать
представление
детей
о
семейный
ценностях, понимание необходимости соблюдать добрые
традиции, объединяющие семью, познакомить с понятием
«семейный праздник», развивать творческое мышление,
воображение, память, активизировать словарь по теме «Семья».
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, , заботливое
отношение к членам своей семьи, интерес к собственной
родословной..

детских
семья»,

работ
«Моя

Семейная символика
С/р игра «Семья»,
«Хозяюшка»,

Буклет «Как
составить
родословное
или семейное
дерево своей
семьи»

2

КОП
«Семейное
древо»

Воспитание любви к своим родным, создание благоприятной
эмоциональной атмосферы.

«Родословное дерево»

3

«Отражение
русских
традиций в
национальном
костюме»
«В русской
избе»

Формировать уважение к русским традициям, к человеку труженику, поддерживать интерес к национальной одежде.
Знакомить с русской старинной одеждой.

Альбом «Русский
национальный костюм»

4

Ноябрь

1

2

Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в
Макет «Русская изба»
старину. Закрепить представления воспитанников об обстановке Атрибуты с/р игре «Семья»
в русской избе, утвари и мебели. Вызвать интерес к русским
традициям, гостеприимству.
«Мои друзья и Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи на друг Д/игра «
я. Доброта»
друга, но они все равны.
Воспитывать у детей уважение и терпимость к людям,
независимо от их социального происхождения, внешнего облика,
физических недостатков.
«Мамочка
Раскрыть детям многообразный образ мамы – труженицы, Альбом по рисованию
моя,
воспитать любовь и уважение к своим мамам, доброе, «Цветы для мамы»,
любимая»
заботливое отношение к женщинам, стремление помогать им.
«Красивый букет»
С/р игра «Семья»,
«Хозяюшка»,
«Парикмахерская»

Беседа
«Вежливые
слова», «Как
у вас дома?»
Кормушки
для птиц и
как их
сделать»

«Город, в котором я живу»

Декабрь

3

«Правила по
которым мы
живем!»

Приобщать детей к коммуникативному общению и
нравственным нормам: умение общаться с детьми разного
возраста, использовать вежливые формы общения, установить
контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика,
пантомимика) средств, тактично. Развивать умение общаться с
просьбами, вопросами, просить помощи и оказывать ее другим,
проявить чувство собственного достоинства. Воспитывать
любовь к окружающим людям.

4

Литературная
викторина
«Путешествие
в мир сказок»

Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о
произведениях детских писателей.

С/р игра «Ремонтируем
мебель»
Д/игра «Правильно или
нет»
Театр «Защити слабого»
Чтение худ. Литературы
«Дядя Степа» С. Михалков,
«Тараканище» К. И.
Чуковский
Лит. Гостиная «Гусилебеди»,
«Теремок», «Заюшкина
избушка», «Маша и
медведь», А Толстой
«Золотой ключик»

1
«Домашний
адрес»

Закрепить
знания
об адресе (название
города,
улицы,
номер дома, квартиры); дифференцировать понятие домашний
адрес и адрес детского сада; воспитывать у детей желание
приходить на помощь людям; развивать мышление.
Формировать у детей чувство любви и уважения к своему
родному городу Березники.

Фотоальбом «Березники
мои Березники», Д/игра
«Кто где живет»,
Детский путеводитель
«Маленькими шагами по
большому городу»

Консультация
«ПДД и
ребенок»
Консультация
: "Наши
привычки –
привычки
наших детей"
Семейная

2
Город,
транспорт,
пешеход

3
«Герб и флаг
Березников»
(символика)

4

Январь

1

«Новогодние
игрушки»,
«От куда елка
к нам
пришла?»
«Новогодние
праздники,
Рождество»

Ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; продолжать формировать знания правил перехода улицы по
светофору, развивать ориентировку в пространстве, умение
действовать по сигналу дать представление о том, как важно
учить правильно ходить по городу; - развивать мышление,
зрительное восприятие, мелкую моторику рук - развивать
связную речь - воспитывать потребность в соблюдении правил
дорожного движения -воспитывать у детей дружеское
взаимопонимание.
Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам,
жилым домам, закреплять знания домашнего адреса.
Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу,
желание играть вместе, общаться, дружить, развивать
коммуникативные навыки.

Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с
традициями украшения новогодней елочки. Воспитать в детях
любовь к природе.
Развивать память, внимание, речь, фантазию, умение в
определенной логической последовательности излагать свои
мысли.
Средствами эстетического воспитания побуждать детей
радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной
елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Фотоальбом «Улицы города
ассамблея:
Березники»,
"Трудовое
макет
«Улицы
город воспитание в
Березники»,
знаки семье и ДОУ
дорожного движения,
и его влияние
Детский
путеводитель на воспитание
«Маленькими шагами по
детей"
большому городу»
Символика города
Березники,
Книжки- раскраски «Герб
Березник»,
Детский путеводитель
«Маленькими шагами по
большому городу»
Мини- музей «Новогодняя
игрушка»

Фотоальбом «Елочка
краса», «Дед Мороз –
красный нос»,
«Рождество», «Сказочные
герои».

Мастер –
класс «Кукла
стригушка»,
Беседа
«Куклы

2

3

4

Февраль

1

2
3

«Русский
народный
костюм»,
«Русские
народные
игры».
«Места
отдыха в
родном городе
Березники»

Создание условий для формирования целостного представления
детей о культуре и традициях русского народа.

Атрибуты для игры С/игры
«Дом»
(Кафтан, сарафан)
Русские народные игрушки

Создание условий для формирования интереса к истории города.
Формировать ценностное отношение к архитектуре и истории
родного города.
Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой край,
стремление ценить, хранить приумножать его историю и
традиции.
«Природа
Приобщение дошкольников к истории культуре родного города,
нашего города его достопримечательностей.
Березники»
Воспитывать любовь и уважение к родному городу, расширять
представление о родном городе, желание больше знать о его
достопримечательностях, о растительном и животном мире.

Картины «Улицы города
Березники»,
Детский путеводитель
«Маленькими шагами по
большому городу»

«Наша Родина Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
– Россия»
Формировать у детей представление о России, как о родной
стране, уважительное отношение к государственным символам,
гражданско-патриотические чувства.
«Русские
Формировать нравственно – патриотическое представление в
богатыри»
образе русского богатыре как о героическом русском воине.

Символика России

Военноспортивная
игра
«Будущие
защитники»

Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и
уважение к защитникам Родины

Д/игра «С какого дерева
листок»

Д/игра «Богатыри русские»
Атрибуты для игры

наших
предков»
Беседы: «Как
отвечать на
детские
вопросы об
окружающем
мире»
Родительское
собрание:
«Воспитание
у детей
дошкольнико
в любви и
бережного
отношения к
природе.
Консультация
«Русский
фольклор для
детей
среднего
возраста»
Консультация
«Социально коммуникати
вное развитие
детей 4-5

4

Достопримеча
тельности
города
Березники

Пробудить интерес к истории родного города, используя
различные средства (беседа, рисование, музыка, чтение стихов).
Расширять знания об основании города, памятниках, названиях
улиц, музее, природе родного края.

1

«Весна в
любимом
городе
Березники»

Способствовать обобщению представлений о весне как времени
года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее
время.
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о
весне (загадки, пословицы). развивать логическое мышление,
разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас,
развивать коммуникативные навыки. Воспитывать у детей
отзывчивость к празднику мам 8 марта.
Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного
отношения к родителям.
Формировать представления детей о труде и профессиях своих
мам.
Развивать желание оказывать посильную помощь маме,
заботиться и доставлять радость своими поступками и
действиями.
Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку –
маме.
Формировать представление детей, что мама лучшей друг, маме
можно доверить все свои мысли, мама самый близкий и
любимый человек на свете.

Март

2
«Наша мама
лучше всех»

Фотоальбомы
«Достопримечательности
города Березники»
Детский путеводитель
«Маленькими шагами по
большому городу»
Видео фильм «Весна в
любимом городе»

Плакат «Букет для мамы»

лет».
Рекомендации
" Растим
будущего
мужчину"
Выставка
«Изба от А до
Я»
Консультация
: «Роль
дидактически
х игр на
познавательн
ое развитие »
Фотоконкурс: "Я и
мой питомец"

Апрель

3

«Традиция и
быт народов
Пермского
края»

4

ИКТ «Фауна
Пермского
края»

1

«Родная
страна.
Космос»

2

ИКТ «Флора
Пермского
края»

Приобщение детей к культурным ценностям, и народным
традициям Пермского края, объединить усилия семьи и ДОУ по
вопросам формирования у детей нравственно-патриотических
чувств и толерантности к людям других национальностей.
Дать представление о некоторых видах ремесла на Урале.
Воспитание у детей патриотических чувств, любви к родной
природе, уважение к традициям Урала, к родному городу, к
родному дому.
Закрепить знания детей о животном мире Пермского края:
зверях, рыбах, птицах и насекомых;
развивать речь детей, развивать навыки учебной деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе.
Дать детям сведения о космосе, Луне, звездах, солнце.
Воспитывать любовь к родной стране
Формирование экологической культуры дошкольников.
Развивать
наблюдательность,
навыки
самостоятельной
исследовательской деятельности при изучении отдельных видов
растений Пермского края и художественно-творческие
способности у детей. Воспитывать бережное отношение к
природе.

Плакат (коллективное
рисование) «Мой город»,
С/р игра «Профессии»

Раскраски «Животные
Пермского края»,
Альбом «Красная книга
Пермского края»
Беседа: «Что такое космос»
Сюжетно-ролевая игра:
«Летим в полет»
Раскраски «Животные
Пермского края»,
Альбом «Красная книга
Пермского края»

Консультация
:
"Художествен
но эстетическое
развитие
детей 4-5 лет
Беседа:
«Книги,

3

«В гости к деду
ПРИРОДОВЕД
У» экологическая
топа весной.

4

Акция
«Природа
просит
помощи»

Май

1

2

Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных,
их жизнедеятельности в зимнее время года.
Дать элементарное представление о взаимосвязи человека и
природы
Расширить представления детей о сезонных изменениях в
природе.
Воспитывать чувство доброты, сопереживания трудностям
животных в зимнее время года, вызвать глубокий
эмоциональный отклик за судьбу лесных жителей в суровое
зимнее время года.
Воспитывать бережное отношению к обитателям живой
природы.
Приобщать детей к миру природы, к пониманию ее
универсальной ценности в жизни каждого человека, своей
причастности к сбережению и защите природных обитателей,
живущих рядом с нами в одном земном доме.

«Добрые
Расширять и уточнять представление детей о празднике «День
слова воинам» Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам.

«Пермь –
столица
Пермского
края»

Формирование
нравственно-патриотических
чувств
дошкольников в процессе изучения исторической культуры.
Обобщить и систематизировать знание детей о России.
Формировать уважительное отношение к государственным
символам.

Произведение Чайковского
П. И. «Времена года» часть
«Зима», презентация «Зима
в лесу», листы с рисунками
диких животных для
самостоятельной
изодеятельности

которые вы
читаете дома
детям».
Рекомендации
: "Правила
общения с
птицами".

Рисунки детей "Природа
просит защиты",
дидактические материалы
(загадки, натуральные
объекты, таблицы).
Разрезные картинки, пазлы
на тему «Защитники
отечества», д/игра
«Защитники»
Фотоальбомы
«Достопримечательности
города Пермь»
Детский путеводитель
«Маленькими шагами по
большому городу»

Консультация
:
"Нравственно
патриотическ
ое воспитание
подрастающе
го поколения"
Это
интересно

3

Июнь

4

Интеллектуал Воспитание любви и гордости за свою Родину.
ьная игра «Мы Закрепить знания детей о государственной символике России.
патриоты»
Продолжать формировать знания детей о народно- прикладном
искусстве.
Развивать связную речь детей. Продолжать формировать умение
отвечать на вопросы воспитателя распространенными
предложениями.
Развивать умение выразительно читать стихи о Родине.
Воспитывать у детей чувства дружбы и патриотизма, культуру
речевого общения, доброжелательность, умение выслушивать
товарища.
«Мой город Систематизировать представления о родном городе Березники.
будущего»
Закреплять знания детей о достопримечательностях города;
расширять представление о своём городе Березники.

1

Акция
«Озелените
участок»

2

«Флаг
России»

Формировать интерес к природоохранной деятельности, желание
участвовать в ней.
Формировать
экологическое
сознание,
воспитывать
экологическую культуру.
Воспитывать чувство гордости, сопричастности к природным
достопримечательностям своей страны, побуждать желание
побывать в этих местах.
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу
нашей страны.
Воспитание любви к природе родного края;
Закрепление представлений о Российском флаге;
Развитие образного мышления и эстетического восприятия
окружающего мира

Символика Березников,
Пермского края, России.
Карта Российской
федерации, Глобус

знать:"
Влияние
природы на
познавательн
ое развитие
детей"
Конкурс
чтецов: День
Победы

Макет «Город Березники»,
Улочки Березников.
Атрибуты для работы на
участке (грабли, перчатки)

Флаг России
Раскраски
«Достопримечательности
России»

Семейная
ассамблея:
"Гражданскопатриотическ
ое воспитание
дошкольнико
в. Знакомство
детей с
государствен
ной
символикой
России".
Беседа: «Труд

3

Июль

4

Развлечение
«Быть
здоровыми
хотим»
«Люблю
березку
русскую»

1

«Мой город
задумчивый и
нежный»

2

Гербарий
МАДОУ
«Детский сад
№38»

Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
Укреплять физическое здоровье детей: увлекать детей
спортивными играми, физкультурой.
Развивать физические качества у детей.
Обобщить и систематизировать представления детей о берёзе,
как уникальном дереве-символе России с помощью синтеза
изобразительного, поэтического и музыкального искусства,
формировать эстетический образ берёзы.
Активизировать речевую активность детей, обогащать их
словарный запас, способствовать развитию памяти, внимания,
логического мышления, развивать художественное восприятие и
эстетический вкус.
Вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе,
желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Формирование познавательной активности.
Закрепить знания детей о гербе города, расширить
представление о гербах.
Закреплять знания детей об истории города.
Вызвать в детях чувство восхищения и гордости своим родным
городом.
Создание гербария из растений, произрастающих рядом с
садиком.
Узнать, что такое гербарий.
Изучить технологию изготовления гербария из листьев и цветов.
Научиться изготавливать гербарий из листьев деревьев и
цветов, произрастающих рядом со школой.
Оформить папку-гербарий.

Атрибуты к игре «Кегли,
мячи, флаги, ленты»

Цветной платочек (на
каждого ребёнка).
Ленточки цветные на
каждого ребенка.
Листья березы из бумаги с
заданиями.
Подарки для детей.
Проектор, презентация.

Символика Березников,
Пермского края, России.
Карта Российской
федерации, Глобус

Гербарий
МАДОУ «Детский сад
№38»

детей дома.
Рекомендации
: " Дети друзья
природы. "
Влияние
домашних
животных на
развитие
ребенка"

Семейный
календарь:
"Ознакомлени
е
дошкольнико
в с миром
природы.
Экологическо
е воспитание
"
Беседа:
"Воспитание
у детей

3

«Дружат дети
на планете»

4

Досуг
«Преодоление
препятствий»

Формировать у детей понятие дружбы между народами мира.
Воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов,
населяющих нашу планету;
Продолжать работу по расширению кругозора у детей;
обогащать чувства, а также представления о мире;
Развивать умения участвовать в совместной игре с другими
детьми;
Познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
познакомить с элементами разной культуры этих народов;
показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
Вызвать интерес, любознательность к культуре, языку,
деятельности, быту других народов;
Формировать у детей толерантность (терпимость) по отношению
к людям других национальностей;
Дать представление о некоторых детских играх иных народов;
Закреплять понятийный аппарат: планета, Земля, глобус, карта,
народ, страна, дружба и пр.
Развивать
двигательную
активность
детей
младшего
дошкольного возраста
Формировать интерес к здоровому образу жизни;
Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера,
сохранять равновесие. Развивать физические качества: ловкость,
быстроту;
Развивать чувство товарищества в совместной игровой
деятельности со сверстниками;
Создать хорошее настроение у детей, доставить им
удовольствие.

Символика Березников,
Пермского края, России.
Карта Российской
федерации, Глобус

массажная дорожка,
цветные кружки, обруч,
дуга, бумажные цветочки
для украшения

доброжелател
ьного
отношения к
сверстникам и
окружающем
у миру".

Различение «В
гостях у
Любавы и
Забавы»

Август

1

2

«Народная
игрушка»

Расширение знаний о культуре и быте русского народа;
Закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
Знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением
саше;
Развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта,
умение участвовать в русских народных подвижных играх;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
Обеспечение двигательной активности в ходе проведения
народных игр;
Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и
традициям;

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и
традициями. Формировать способности чувствовать, понимать,
оценивать любить искусство и наслаждаться им. Воспитывать
интерес к искусству народных мастеров.

Музыкальный центр,
аудиозапись: с русскими
народными мелодиями, с
пением птиц; 2 стола, 2
скатерти, 4 подставки,
ложки, баночки с травами,
телевизор, слайды с
русскими народными
играми, забавами;
лекарственными
растениями; шапочка козы,
корона, атласная лента для
игры; мешочки для саше,
памятки.
Макет избы в соответствии
с изучаемыми игрушками;
игрушки : дымковские,
каргопольские,
филимоновские.

Консультация
: "Значение
художественн
ой
литературы в
развитии
познавательн
ых
способностей
детей»

3

«Мы
следопыты»

4

«Заповедные
места
Пермского
края»

Закрепить знания детей о признаках лета и об изменениях в таблица «Признаки весны»,
жизни диких животных весной;
доска, мольберт, указка,
Расширять словарь детей за счет имен существительных —
предметные картинки:
названий животных,
«Дикие животные»и
Учить образовывать имена существительные с помощью
«Детеныши диких
уменьшительно-ласкательных суффиксов - названия детенышей
животных»,
животных (медвежонок, зайчонок, лисенок, ежонок, бельчонок,
демонстрационная
волчонок), прилагательных (плотный, клейкий, серый, рыжий и картинка «Где, чьи следы?»
т. д.), а также глаголов (линяет, питается, бегает, прыгает и т. д.).
и на каждого ребенка
Продолжать учить детей в зависимости от ситуации (раскраска), салфетки, клей,
пользоваться громким или тихим голосом;
кисточки для клея, образец
Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу.
«Первые листочки»,
Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.
сюжетные картинки
«Правила поведения в
лесу»
Познакомить с заповедниками и заказниками Пермского края, с иллюстрации, фотографии,
их обитателями;
карта Пермского края,
познакомить с понятием «Красная книга»;
листы бумаги, краски,
закрепить правила поведения в природе;
карандаши, магнитофон с
воспитывать любовь к природе.
CD диском, магнитная
доска, «Красная книга».

Взаимодействие с семьями воспитанников.
В рамках реализации Программы большое значение придается взаимодействию с
родителями (законными представителями), которое строится по следующим принципам:
доверительность отношений, помощь родителям в самообразовании, личная
заинтересованность родителей и организация продуктивного общения всех участников
педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Эта работа актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых
семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и,
зачастую, вызывают лишь недоумение.
Необходимо донести до родителей, что находясь в условиях города необходимо замечать
красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых
семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у
сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать
внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе.
Высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать
ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, области;
воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры
природоохранной деятельности. Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том
числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению
природного наследия родного края; формировать умения ребенка пользоваться
энциклопедической литературой.
Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами
выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для
работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.
Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых
оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя,
способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и
удовлетворения результатами своего труда.
Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного
края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по
изобразительной деятельности)
Формы взаимодействия с семьями

анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
процесса нравственно-патриотического воспитания в семье;
 индивидуальные консультации; беседы с родителями;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, передвижные
библиотечки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
 создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы»,
«История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей»,
«Транспорт» и др.;
 совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя
семья», «Моя родословная», «Как мы отдыхаем» и др.;
 создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
 родительские собрания на духовно-нравственные и нравственно – патриотические
темы;
 выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки,
рассказы, проекты и т.п.);

совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и
педагогов;
 организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его
окрестностям, создание тематических альбомов;
 организация праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с
привлечением родителей.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
Для реализации Программы в дошкольном учреждении создана соответствующая
предметно- пространственная развивающая среда.
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Неоспоримое значение правильно организационной предметно-развивающей среды
для жизни и развития дошкольников. В каждой группе оформлены зоны нравственнопатриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа
пополнить знания о родном крае, городе, стране.
Проектирование образовательного процесса в рамках Программы.
Программа рассчитана на год и предназначена для работы с детьми среднего
возраста один раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 20 минут. Общее
количество занятий в год – 35.
Расписание
Средняя
Возрастная
группа
группа
День недели
Понедельник
Вторник
16.00-16.20
Среда
Четверг
16.00-16.20
Пятница


Традиционные мероприятия в рамках Программы.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Май
Июнь

Мероприятия
Мероприятие в рамках Дня Солидарности в борьбе с
терроризмом
Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка»
День народного единства
День Матери
Новый год (рождество, крещение)
День защиты Отечества
Масленица
День Победы
День защиты детей

Кадровое обеспечение Программы.
Работу по реализации программы по нравственно-патриотическому
воспитанию осуществляют воспитатели и музыкальные руководители.
Педагогическая диагностика в рамках Программы.
Педагогическая диагностика в рамках кружка педагогами 2 раза в год в начале и
конце учебного года, используются определенные формы: наблюдение, беседа, продукты
детского творчества.
Диагностика
сопряжена
с
обязательной
фиксацией
получаемых
результатов. Результаты заносятся в таблицу: 1балл - навык не сформирован, 2 балла – навык
сформирован частично, 3 балла - навык сформирован.
Анализ результатов учитывается воспитателями в дальнейшей работе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».