Тестопластика

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад №38»

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ
«Детский сад №38»

Протокол №1 От 31.08.2023

__________Бурдина Н.В.
Приказ № 105от 31.08.2023

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
"ТЕСТОПЛАСТИКА» старший возраст
срок реализации - 1 год

Руководитель программы:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Хисамова Р.С.

Березники,2023
1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ............................................................................. 3 - 4
1.2. Цели и задачи программы ......................................................................... 4 -5
1.3. Планируемые результаты освоения программы .................................... 5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура и содержание программы… .................................................. 6 -7
2.2. Учебно-тематический план программы .................................................. 8 -10
2.3. Комплексно - тематическое планирование занятий ............................. 10 -21
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Формы и методы реализации программы................................................. 22
3.2. Режим и структура занятий ........................................................................22
3.3. Материально-техническое обеспечение программы .............................. 23

2

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Учѐными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и
внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев
рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для
овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и
точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых
чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления
ребѐнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по
лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения
в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во
всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или
аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению
целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для
детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес,
чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.
Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому
что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто –
материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно

3

долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества
придумали современное название - “Тестопластика”.
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой.
Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая
организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет
возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластики тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с
обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с
наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур
– творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной
активности человеческого сознания.
Программа «Тестопластика» призвана помочь воспитанникам детского сада
реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности,
развить в детях универсальную способность – воображение.
Новизной данной программы является новая, отличная от традиционной пластилиновой
лепки, форма развития в изобразительной деятельности – лепка из соленого теста.
В МАДОУ реализуется программа «Изобразительная деятельность в детском
саду» под ред. Т. С. Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из
соленого теста.
В данной программе, воспитанники знакомятся с различными способами лепки, со
свойствами материала, а также с основными приемами их применения.
Программа рассчитана на 1 год. Программа реализуется с детьми старшего дошкольного
возраста.
Занятия по тестопластике посещают дети по интересам и запросам родителей. Занятия
проводятся 2раза в неделю, с сентября по май во вторую половину дня.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через
развитие памяти, мышления, внимания; формирование личности ребенка в его
творческом развитии.
Задачи:
Образовательные:
 знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
 формировать представления об основах техники безопасности;
 создавать условия для творческой самостоятельности;
Развивающие:
 развивать опыт в творческой деятельности,
 развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым
развитием, мелкой моторикой, глазомером;
 развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
саморазвитию;
Воспитательные:
 воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание
убирать за собой.
 воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре
речевого общения, эмоциональному настроению.
 работать в коллективе.
4

1.3. Планируемые результаты освоения программы
Итоги реализации программы будут подведены в форме диагностики.
должны знать:
 -историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
 -приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание,
соединение,
защипывание,
оттягивание,
сглаживание,
присоединение,
прижимание;
 – правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
 – правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста.
должны уметь:
 – отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
 – скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
 – раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
 – последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении
законченной работы;
 –пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при
изготовлении изделий из соленого теста;
 – соблюдать технику безопасности;
 – оценивать свою работу и работы своих товарищей;
 – работать в коллективе.
Старший дошкольный возраст:
 лепка с натуры;
 лепка по представлению;
 лепка из целого куска;
 сглаживание поверхности формы;
 устойчивость изделия;
 выразительность образа;
 динамика движения;
 лепка из нескольких частей;
 роспись;
 лепка скульптуры из 2-3 предметов;
 пропорции;
 разные способы лепки : сплющивание, защипывание, соединение краев теста,
оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание,
раскатывание, мелкие налепы;
 устойчивость;
 рельеф;
 роспись;
 использование стеки.

5

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познавательное развитие: наблюдения, беседы, игры.
Социально-коммуникативное развитие: используются дидактические игры,
пальчиковая гимнастика, используются произведения познавательной
направленности (стихи, сказки)
Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения,
упражнения, игры в соответствии с тематикой занятия.
Физическое развитие: проводятся физминутки.
Речевое развитие: овладение способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура и содержание программы
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод
придаѐт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей Структура
занятия по лепке состоит из трѐх частей: вводной, основной и заключительной.
1. Вводная часть занятия занимает от 2 до 3минут. Задачи этой части сводятся к тому,
чтобы подготовить ребѐнка к работе, создать психологический и эмоциональный
настрой. В нее входят: повторение правил безопасности, пальчиковая гимнастика,
игровой момент, постановка задачи.
2. Основная часть занимает от 20 до 25 минут, в соответствии с возрастом, от общего
времени. В этой части решаются основные задачи, идѐт основная работа по выполнению
поделки. В этой части даѐтся большой объѐм знаний, развивающих творческие
способности детей. В нее входят: освоение новых приемов лепки и закрепление
имеющихся знаний и умений.
3. Заключительная часть занятия длится от 2 до 3 минут общего времени. Здесь
выполняются последние декоративные моменты. Оценка занятия, обсуждение,
подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия.
Сроки реализации программы: 1 год. Ребенок может включиться в освоение
программы на любом этапе ее реализации.

6

Методические приемы обучения:
Наглядный: показ иллюстраций, картинок, готовых образцов.
Словесный: беседа, рассказ, загадки, объяснение, художественное слово, уточнение,
сравнение, анализ, вопросы.
Практический: выполнение практических действий детьми (лепка, раскрашивание).
Игровой: создание игровых ситуаций, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Структура занятия:
Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
Рассматривание образца, иллюстраций.
Объяснение, показ приемов лепки.
Лепка детьми.
Физкультурная пауза.
Доработка изделия из дополнительного материала.
Рассматривание готовых работ.
Формы занятий: игровое занятие, интегрированное.
Режим занятий: 2 раза в неделю, 25 - 30 мин
Количество учебных часов в неделю:
-для детей 5-7 лет – 2
Количество учебных часов в месяц:
-для детей 5-7 лет: 7 - 8
Количество учебных часов в год:
-для детей 5-7лет: 64
Расписание занятий кружка «Тестопластика» 5-7 лет
№ п/п

Дни недели

Время

2 группа

Понедельник

16.00 – 16.25

9, 11группы

Понедельник

16.35 – 17.05

2 группа
9, 11группы

Среда

16.00 – 16.25

Среда

16.35 – 17.05

7

Учебно-тематический план программы
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Месяц
Сентябрь

№ п/п
1

Название занятия
Знакомство с солѐным тестом
Овощи

2

Тыква, огурец, морковь, капуста

3
Октябрь

стручок гороха, помидор, свекла

4
5

Ноябрь

6

Декоративная тарелочка

7

Ароматный чай

8

Ароматный чай

9

Выпечка к чаю

10

Выпечка к чаю

11

Панно «Серебряное копытце»

12

Козлик

13

Кошка Муренка

14

Избушка

15

Рамка для панно

16

Рамка для панно

17

Ожерелье для мамочки
Ожерелье для мамочки

Декабрь

Январь

18

Снеговик из зимней сказки

19

Снеговик из зимней сказки

20

Новогодние игрушки

21

Новогодние игрушки

22

Новогодний символ Мышка на счастье

23

Новогодний символ Мышка на счастье

24

Ожерелье для елки

25

Ожерелье для елки

26

Заинька беленький
8

Февраль

27

Заинька беленький

28

Птички на ветке

29

Птички на ветке

30

Белая береза

31

Белая береза

32

Конструктор из теста(геометрические

33

фигуры)

34

Бравый солдат
Бравый солдат

Март

Апрель

35

Подарок для папы

36

Подарок для папы

37

Цифры для игры

38

Дымковская игрушка

39

Дымковская игрушка

41

Посуда для куклы

42

Посуда для куклы

43

Подарок маме- букет тюльпанов

44

Подарок маме- букет тюльпанов

45

Кулон

46

Кулон

47

Винни-пух и Пятачок

48

Винни-пух и Пятачок

49

Незнайка на луне

50

Незнайка на луне

51

Красивая планета –Земля

52

Красивая планета -Земля

53

Подснежник

54

Подснежник
9

Май

55

Куличи на печи

56

Куличи на печи

57

Медаль для деда

58

Медаль для деда

59

Шмель на клевере

60

Шмель на клевере

61

Летние цветы

62

Летние цветы

Перспективное планирование работы кружка «Тестопластика»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Сентябрь

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

«Знакомство с
солѐным
тестом»

Способы приготовления
теста. Инструменты нужные
для работы с тестом и
правила их, безопасного
использования. Правила
поведения на занятиях.

«Овощи»
Тыква, огурец,
морковь,
стручок гороха

Закрепить умение передавать 2
в лепке характерные
особенности овощей (форма,
размер), используя знакомые
приемы лепки: оттягивание,
сглаживание, прищипывание.
Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски для
разукрашивания своей
готовых изделий .

10

Кол-во
заняти
й
1

Материал
Мука, соль,
вода, стаканчики
– 3 шт., тара для
замешивания тес
та,
клеѐнка(гуашь,
пищевой
краситель),
кисточки
Тесто солѐное,
иллюстрации
овощей и
фруктов,
образцы готовых
изделий,
салфетки, стеки,
кисточки,
дощечки, гуашь,
акварель.

свекла,
помидор,
капуста,
баклажан

Октябрь

«Декоративная
тарелочка»

«Выпечка к
чаю»

Закрепить умение передавать 2
в лепке характерные
особенности овощей (форма,
размер), используя знакомые
приемы лепки: оттягивание,
сглаживание, прищипывание.
Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски для
разукрашивания своей
готовых изделий .
1
Продолжать знакомить с
соленым тестом. Учить
составлять узоры на тес,
используя природный
материал. Развивать мелкую
моторику, внимание, память,
усидчивость, учить доводить
начатое дело до конца.
Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе способов
декорирования поделки.
Познакомить детей с
2
основными способами и
приемами лепки
хлебобулочных изделий из
соленого теста: сушек и
баранок. Формировать
положительное отношение к
труду пекаря; воспитывать
бережное отношение к хлебу,
как продукту, особо
почитаемому людьми.

11

Тесто солѐное,
иллюстрации
овощей и
фруктов, муляжи
овощей и
фруктов,
образцы готовых
изделий,
салфетки, стеки,
кисточки, гуашь,
акварель..
Иллюстрации с
изображением
декоративной
посуды, семена
арбуза и дыни,
стеки, дощечка
для лепки.

Иллюстрации
изделий
хлебобулочных
изделий, тесто
солѐное,
Миска,
салфетки,
дощечки, мак
для украшения
изделий, кукла
«Бабушка»

2
«Ароматный
чай»

Учить детей лепить посуду
конструктивным способом.
Вызывать интерес к лепке
по созданию чайного
сервиза. Учить
договариваться о размерах
поделок и характере
оформления. Развивать
мелкую моторику, глазомер.

Панно
«Серебряное
копытце»

Учить передавать в лепке
персонажей по мотивам
знакомого мультфильма,
придавать персонажу
внешние узнаваемые черты.
Декорировать готовое
изделие

Ноябрь

«Козлик»

12

2

Иллюстрации с
изображением
чайного сервиза.
Образцы
поделки.
Соленое тесто,
стаканчики с
водой, кисточки,
гуашь, салфетки,
готовая
картонная
основа для
поделки.
Соленое тесто,
дощечки,
кисточки,
стаканчики с
водой, перец
горошком или
бусинки (для
глаз), влажные
салфетки,
иллюстрации из
книги
«Серебряное
копытце»
образцы
готового
изделия,
игрушка козлик

« Кошка
Муренка»
«Избушка»

«Рамка для
панно»

«Ожерелье для
мамочки»

Учить передавать в лепке
персонажей по мотивам
знакомого мультфильма,
придавать персонажу
внешние узнаваемые черты.
Декорировать готовое
изделие

2

Познакомить детей с видами 1
рамок. Учить детей
раскатывать тесто,
вырезывать стекой
прямоугольные брусочки,
перекручивать их спиралями.
Упражнять в умении
соединять спирали в форме
четырехугольника.
Формировать умение
дополнять рамку налепами и
подручным материалом.
Закрепить раннее усвоенные
навыки лепки. Развивать
фантазию и творческие
способности; умение
наносить краску по
высохшим формам.
Вызвать желание сделать
2
красивую поделку для мамы.
Закрепить приѐмы лепки
округлых форм,
сплющивания. Развивать
воображение: украшать
бусинки из теста по своему
желанию .

13

Соленое тесто,
дощечки,
кисточки,
стаканчики с
водой, перец
горошком или
бусинки (для
глаз), влажные
салфетки,
иллюстрации из
книги
«Серебрянное
копытце»
образцы
готового
изделия,
игрушка кот
Соленое тесто,
дощечки,
кисточки,
стаканчики с
водой, картон
для основы
панно

Соленое тесто,
дощечки,
кисточки,
стаканчики с
водой, бусинки,
пайетки, семена
для декора,
шелковая нить,
ватные палочки.

Декабрь

2
«Снеговик из Воспитывать интерес к
зимней сказки» созданию нового предмета.
Продолжать учить детей
лепить из соленого теста.
Упражнять в умении
раскатывать столбик, шар и
расплющивать его, вырезать
формой, соединять детали.
Оформлять поделку.
Развивать наблюдательность,
внимание, мышление,
память, мелкую моторику,
2
Новогодние Продолжать учить детей
игрушки делать разные поделки,
используя «выемки»,
украшать.
Вызвать желание сделать
необычные, красивые
игрушки на елку.

Новогодний
символ
«Мышка на
счастье»

2
Учить детей лепить мышку
на основе конусообразной
формы. Показать способы
создания выразительного
образа: заострение мордочки.
Развивать внимание,
мышление, память,
воображение, мелкую
моторику, речь.

14

Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой, готовые
образцы,
картинки,
Аудиозаписи на
тему «Новый
год»
Цветное тесто
неокрашенное,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой, готовые
образцы,
колпачки от
фломастеров,
бусины,
пайетки, мелкие
ракушки,
пуговицы и др.,
влажные
салфетки,
картинка елка и
елка из фетра
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой, готовые
образцы,
игрушка мышка

2
Продолжать учить детей
лепить из соленого теста.
Учить детей делать бусины
из соленого теста и
расписывать бусины краской.
Развивать наблюдательность
внимание, мышление,
память, мелкую моторику,
речь.

«Заинька
беленький»

Воспитывать интерес к
2
созданию нового предмета.
Продолжать учить детей
лепить из соленого теста.
Упражнять в умении
раскатывать столбик, шар и
расплющивать его, вырезать
формой, соединять детали.
Оформлять поделку.
Развивать наблюдательность,
внимание, мышление,
память, мелкую моторику

Птички на
ветке»

Закрепить у детей навык
лепить из теста птичку,
передавая овальную форму
тела, оттягивать и
прищипывать мелкие части;
клюв, хвост. Воспитывать
интерес и бережное
отношение к природе.

Январь

«Ожерелье для
елки»

15

2

Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой, влажные
салфетки,
картинки с
изображением
новогодней
елки,
игрушечная
новогодняя елка
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой, влажные
салфетки,
игрушка заяц,
заготовки
фольги для
туловища,
черный перец
для глаз или
бусинки
Соленое тесто,
дощечки,
кисточки,
стаканчики с
водой, перец
горошком или
бусинки (для
глаз), влажные
салфетки,
картинки из
серии
«Зимующие
птицы», веточка

« Белая береза»

Продолжать учить детей
лепить из соленого теста.
Упражнять в умении
раскатывать и прижимать к
фону. Развивать
художественный вкус,
творческие способности и
фантазию, закрепить знания
о строении дерева и
особенностей коры березы

«Конструктор
из теста»

Закреплять основные приемы
2
лепки (разминание,
скатывание, сплющивание,
разглаживание); развивать
мелкую моторику пальцев
рук, глазомер, учить
передавать посредством
соленого теста изображение
геометрических фигур,
закреплять знания по ФЭМП.

Февраль

(геометрически
е фигуры)

«Бравый
солдат»

Продолжать знакомить с
государственным
праздником – Днѐм
защитника Отечества.
Закрепить основные приемы
лепки, создавать образ
человека, закреплять навыки
раскрашивания.

16

2

2

Иллюстрации с
изображением
березы зимой,
половина листа
картона, соленое
тесто, клей
ПВА, дощечки,
стеки, кисточки
стаканчики с
водой, влажные
салфетки
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
геометрические
фигуры
(конструктор,
счетный
материал),
гуашь,
тарелочка.
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой, влажные
салфетки,
заготовки
фольги для
туловища,
черный перец
для глаз или
бусинки, гуашь.,
иллюстрации на
тему «23
февраля»

«Подарок для
папы»

Март

«Самолет»

Побуждать детей
самостоятельно изготовить
подарок к празднику,
уточнить представления о
строении и способе
передвижения самолета
закрепить умение детей
работать с тестом,
изготовлении основных
деталей самолета и
склеивания их при помощи
воды

2

«Цифры для
игры»(1-10)

Закреплять основные приемы 2
лепки (отщипывание,
разминание, скатывание,
сплющивание,
разглаживание); развивать
мелкую моторику пальцев
рук, глазомер, учить
передавать посредством
соленого теста изображение
цифр.

«Дымковская
игрушка»

Продолжать знакомить детей 2
с дымковской игрушкой как
одним из видов народного
декоративно - прикладного
искусства для обогащения
зрительных впечатлений,
формирование эстетического
вкуса. Учить лепить из
целого куска теста козлика.
2
Учить детей лепить посуду
конструктивным способом.
Учить договариваться о
размерах поделок и
характере оформления.
Развивать мелкую моторику,
глазомер.

«Посуда для
куклы»

17

Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
гуашь, картон
голубого цвета,
салфетки,
иллюстрации с
изображением
самолета,
игрушка
самолет.
Соленое цветное
тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
цифры(счетный
материал).

Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки,
стаканчики с
водой, готовые
образцы,
игрушка
дымковская козлик, гуашь
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
гуашь, салфетки,
игрушки:
посуда.

Апрель

«Подарок маме
- букет
тюльпанов»

Вызвать желание сделать
красивую поделку для мамы.
Закрепить приѐмы лепки
округлых форм,
сплющивания. Развивать
воображение: украшать
бусинки из теста по своему
желанию .

2

«Кулон»

Вызвать желание сделать
красивую поделку для мамы.
Закрепить приѐмы лепки
округлых форм,
сплющивания. Развивать
воображение: украшать
бусинки из теста по своему
желанию .

2

«Винни-пух и
Пятачок»

Учить передавать в лепке
персонажей по мотивам
знакомого мультфильма,
придавать персонажу
внешние узнаваемые черты.
Декорировать готовое
изделие

2

18

Соленое тесто,
готовое изделие,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
гуашь, салфетки,
формочки
цветов, ватные
палочки, тесьма
для украшения.
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
гуашь, салфетки,
картинки с
изображением
украшений
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
гуашь, салфетки,
игрушки из
кукольного
театра: Виннипух и Пятачок,
гуашь, бисер для
глаз, картон для
воздушного
шарика

«Незнайка на
луне»

«Красивая
планета –
Земля»

«Подснежник»

Закреплять знания о
2
космосе. Совершенствовать
навыки выполнения из
соленого теста рельефной
лепки, используя
приобретенные навыки
лепки, развивать чувство
композиции, мелкую
моторику. Учить передавать
в лепке персонажей по
мотивам знакомого
мультфильма, придавать
персонажу внешние
узнаваемые черты.
Декорировать готовое
изделие
Закреплять знания о космосе, 2
о планете Земля.
Совершенствовать навыки
выполнения из соленого
теста рельефной лепки,
используя приобретенные
навыки лепки, развивать
чувство композиции, мелкую
моторику.
3
Учить передавать в лепке
впечатления от весны,
создавая изображение,
используя освоенные приемы
лепки. Закрепить умение
лепить цветок, передавая
строение

19

Соленое тесто,
клеенки, стеки,
клеевые кисти,
мисочки с
водой, картон
формата А4,
картинки из
серии «Космос»,
книга «Незнайка
на луне»,
влажные
салфетки

Соленое тесто,
клеенки, стеки,
клеевые кисти,
мисочки с
водой, картон
формата А4,
картинки из
серии «Космос»

Май

«Куличи на
печи»

«Медаль для
деда»

«Шмель на
клевере»

Закреплять использовать
тесто для проявления
творческих способностей
детей, передавать
задуманную идею при
выполнении изделия,
раскрыть творческую
фантазию детей в процессе
лепки, развить гибкость
пальцев рук, видеть
конечный результат
задуманной работы,
формировать навыки
аккуратности при
раскрашивании готовых
фигур
Вызвать у детей желание
своими руками сделать
сувенир в подарок родным и
близким к Дню Победы

2

Иллюстрации по
теме пасха, тесто
солѐное,
салфетки,
дощечки, цветной
бисер для
украшения
изделий, готовое
изделие

2

Иллюстрации по
теме « День
Победы»,
«Награды
ветерана», тесто
солѐное,
салфетки,
дощечки, готовое
изделие,
Игрушка пчелка,
Соленое тесто,
дощечки, стеки,
кисточки
стаканчики с
водой,
гуашь, салфетки,
горошины перца,
проволока.

2
Закрепить у детей знания о
жилищах шмелей.
Продолжать развивать у
детей интерес к лепке из
соленого теста.
Совершенствовать умения
скатывать тесто круговыми и
прямыми и движениями рук,
расплющивать его.
Воспитывать бережное
отношение к природе.

20

«Цветы на
клумбе»

Итого

Выявить умение детей
2
раскатывать кусочек теста
круговыми и прямыми
движениями между ладоней.
Развивать творческое
воображение, стойкий
интерес к изобразительной
деятельности, развивать
мелкую моторику пальцев
рук и кистей. Воспитывать
эстетический вкус;
воспитывать аккуратность,
желание доводить начатое до
конца, радоваться
результату.
62

21

Цветное тесто,
дощечки, стеки,
кисточки,
стаканчики с
водой, картон
зеленого цвета,
стеки, картинки
из серии цветы,
влажные
салфетки.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Формы и методы реализации программы
Методические рекомендации по организации игр – занятий
При организации игр-занятий, используются следующие правила:
 Не мешать ребенку творить.
 Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
 Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
 Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
 Поддерживать инициативу детей.
 Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Функции тестопластики:
 Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций
(восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
 Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других,
окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть
необычное в предмете исследования.
 Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
 Релаксационная - снятие психоэмоционального напряжения.
 Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду,
процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Форма организации: подгрупповая
3.2. Режим и структура занятий

Длительность занятий:
 Старший дошкольный возраст: 20 - 30мин
Место проведения кружка: музыкальный зал
Структура занятия:
 Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
 Рассматривание образца.
 Объяснение, показ приемов лепки.
 Лепка детьми.
 Физкультурная пауза.
 Доработка изделия из дополнительного материала.
 Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
Конструктивный –лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать,
сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из
отдельных деталей.
Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

22

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности:
 стол - рабочее место;
 материал - солѐное тесто;
 скалка для раскатывания теста ровным слоем;
 вилка, расческа, стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать
необходимые полосы, например, прожилки на листиках;
 пластмассовые лопатки;
 штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком,
шаблоны удобны для вырезания теста;
 кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста, а также
разглаживает неровности на поверхности;
 стаканчики для воды;
 краски (акварельные, гуашь), чтобы раскрасить высушенные работы;
 прозрачный лак для закрепления красок и защиты изделия от влаги;
 салфетки бумажные, тканевые;
 бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков,
плавничков);
 природный материал (семена, травы, крупы и другие);
 бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления
усиков, и другие);
 тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений, для
нанесения рисунка.
 влажная салфетка, чтобы вытирать руки.
Наглядный материал:
 иллюстрации;
 народные игрушки,
 образцы изделий;
 детская художественная литература.

23

Приложение №1
Диагностика результатов освоения детьми программы кружка «Тестопластика»
Критерии оценки знаний, умений и навыков детейпо программе «Тестопластика».
Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий изсоленого теста предлагается следующая
диагностика. Данная диагностика
осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей назанятиях по тестопластике и росписи
изделий. С этой целью разработаны
диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показателипо каждой из трех возрастных групп.
Оценки по каждому критерию даются по
трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2
– достаточному и 1 – низкому.Уровни усвоения программы
Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точнопередает форму, строение, пропорции
предметов. В росписи передает окраску
предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделияаккуратно. Эмоционально относится к
процессу создания поделки. Лепит и
раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результатысвоей деятельности и других детей.
Достаточный уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из
соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.
В реализации замысла проявляет
самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В
процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы
других детей.
Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму,
строение, пропорции предметов. Знает названияцветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании. Не владеет
приемамиработы стеками, зубочистками и другими предметами. Раскрашивает изделия
неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активномнапоминании педагога. В процессе работы
часто обращается за помощью.
25

У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному
среднему баллу и определяется уровеньумений и навыков каждого ребенка.
УРОВНИ:
5-7 – низкий, 8-12– средний, 13-15 – высокий.

25

Приложение №2
Информационно - методическое обеспечение программы дополнительного образования «Тестопластика»
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез,
2005.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем.
Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Деревянко Т. Фигурки из соленого теста.- АСТ – ПРЕСС КНИГА 2012г.
Лычагина И.А. Лепка из соленого теста, 4-5 лет, Мозаика – синтез.2017
Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.

25

25

25

29

30

31

32

Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам больше узнать о ваших детях и
улучшить качество нашей работы.
Любит ли Ваш ребенок заниматься лепкой дома?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
2.Какие материалы для лепки вы предпочитаете?
- Пластилин.
- Глина.
- Солѐное тесто.
- Другое…
Какие материалы для лепки предпочитает Ваш ребенок?
- Пластилин.
- Глина.
- Солѐное тесто.
- Другое…
Скажите, пожалуйста, что такое тестопластика?
Знаете ли Вы особенности лепки дошкольников?
Кто больше лепит с Вашим ребенком дома?
- Мама.
- Папа.
- Другие члены семьи
Любили ли Вы лепить в детстве?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
Какие мероприятия Вы предпочитаете организовать со своим ребенком?
- Совместная лепка.
- Прогулка.
- Другое…
Представьте, что Ваш ребенок пластилином или другим материалом для лепки испачкал
все вокруг. Как бы Вы поступили?
Благодарим за сотрудничество!

33

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».