система мониторинга муз руководителя)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38»
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
Протокол №1
От 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ
«Детский сад №38»
__________Бурдина Н.В.
Приказ № 105от 31.08.2023

Педагогический мониторинг качества музыкального образования
по программе «Ладушки»

Березники 2023 г.

Педагогический мониторинг качества музыкального образования
по программе «Ладушки»
Мониторинг качества музыкального образования разработан на основе параметров диагностики программы
«Ладушки» (И.Каплунова и И. Новоскольцева).
Систематическое использование контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных
целеполаганием процесса музыкального образования, предусматривает отслеживание в динамике уровня развития
музыкально – ритмических и коммуникативных навыков и умений воспитанников и их творческую реализацию.
В мониторинг входит:
 Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и
коммуникативных способностей воспитанников.
 Оценка качества промежуточных результатов программы.
Анализ и проектирование
Оценка качества конечных результатов программы музыкального образования, определение проблемных зон,
корректировка программы на новый этап развития.
Диагностика уровня усвоения основного материала.
Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (октябрь, апрель) в форме группового
и индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы.

1 младшая группа
Протокол обследования детей по разделу «Музыкальное воспитание»
(в относительных данных)
начало учебного года
Движение
№

Чувство ритма

Слушание

Желание
принимать
участие в
пении

Умение
хлопать в
ладоши

Способность

Пение

Чувство ритма

Слушание

Желание
принимать
участие в
пении

Умение
хлопать в
ладоши

Способность

Игра на муз. Инструментах.

1 младшая группа №

Сентябрь
Ф.И. ребенка

Желани
е
двигать
ся с
детьми

Желание
принимат
ь участие
в играх,
плясках

Движение
№

Пение

Желание
принимать
участие в
играх

внимательно
слушать

Желание
Способност
принять
ь узнавать
инструме
некоторые
инструмент нт из рук
воспитате
ы
ля

Попытк
а
сыграть

Игра на муз. Инструментах.

1 младшая группа №
Май
Ф.И. ребенка

Желани
е
двигать
ся с
детьми

Желание
принимат
ь участие
в играх,
плясках

Желание
принимать
участие в
играх

внимательно
слушать

Желание
Способност
принять
ь узнавать
инструме
некоторые
инструмент нт из рук
воспитате
ы
ля

Попытк
а
сыграть

Май

Ф.И. ребенка
Пение

№ 2 младшая группа №8
Игра на муз. инструментах.

Пытается
играть

Слушание

Узнает
некоторые
инструмент
ы
Принимает
из рук
воспитателя

Чувство ритма

Внимательн
о слушает

Принимает
участие в
играх

Движение

Игра на муз. инструментах.

Узнает
некоторые
инструменты

Пытается играть

Принимает из рук
воспитателя

Слушание

Внимательно
слушает

Принимает
участие в играх

Чувство ритма

Хлопает в
ладоши

2 младшая группа № 8
Пение

Принимает
участие

Принимает
участие в играх,
плясках

Движение

Хлопает в
ладоши

Ф.И. ребенка

Принимает
участие в
играх,
плясках
Принимает
участие

Сентябрь

Двигается с
детьми

№

Двигается с
детьми

2 младшая группа

№
Средняя группа №3
Движение

Май .

Ф.И. ребенка
Слушание

Узнает песню по
вступлению

Активно поет

Эмоционально
исполняет песню

Умеет различать
жанры

Узнает знакомые
произведения

Играет на
музыкальных
инструментах

хлопает

Слушание

Узнает песню по
вступлению

Активно поет

Эмоционально
исполняет песню

Чувство ритма

Умеет различать
жанры

Узнает знакомые
произведения

Играет на
музыкальных
инструментах

хлопает

Ритмично

Движение

Ритмично

Активно принимает
участи в играх

Средняя группа № 3

Активно принимает
участи в играх

Ф.И. ребенка
Двигается ритмично

Сентябрь

Двигается ритмично

№
Средняя группа
Чувство ритма
Пение

Пение

№

май

Ф.И. ребенка

старшая группа №7,9
Узнает песни по
любому фрагменту

Узнает песни по
любому фрагменту

Придумывает
движения для
обыгрывания
Сочиняет попевки

Эмоционально
исполняет песни

Способен придумать
сюжет к произведению

Отображает свое
отношение в рисунке

Различает
трехчастную форму

Различает
двухчастную форму

Выражает отношение
словами

Проявляет желание
солировать

Пение

Проявляет желание
солировать

Придумывает
движения для
обыгрывания
Сочиняет попевки

Слушание музыки

Эмоционально
исполняет песни

Способен придумать
сюжет к произведению

Отображает свое
отношение в рисунке

Различает трехчастную
форму

Различает двухчастную
форму

Выражает отношение
словами

Чувство ритма

Эмоционально
воспринимает музыку

Передает в движении
характер музыки

Выражает желание
играть

Ритмично и
правильно хлопает

Самостоятельно
выполняет движения

Чувствует смену
частей музыки

старшая группа № 7,9

Эмоционально
воспринимает музыку

Передает в движении
характер музыки

Выражает желание
играть

Движение

Ритмично и правильно
хлопает

Самостоятельно
выполняет движения

Ф.И. ребенка

Чувствует смену
частей музыки

Сентябрь

Двигается ритмично

№

Двигается ритмично

Движение
Старшая группа
Чувство ритма
Слушание музыки
Пение

Подготовительная
группа № 5

Май

ФИ ребенка
Умение узнавать песню по
любому фрагменту

Слушание

Умение узнавать песню по
любому фрагменту

Умение придумывать
движения для обыгрывания
песен
Сочиняет попевки

Способность эмоционально
исполнять песни

Умение музицировать

Слушание

Умение придумывать
движения для обыгрывания
песен
Сочиняет попевки

Способность эмоционально
исполнять песни

Умение музицировать

Чувство ритма

Умение различать трех
частную форму
Способность придумать сюжет
к муз. произведению
Способность отобразить свое
отношение к музыке в рисунке

Умение различать двух
частную форму

Умение передавать в
движении характер музыки

Умение составлять
ритмические рисунки,
проигрывать их на муз.
Инструменте
Умение держать ритм в
двухголосье
Способность эмоционально
принимать участие в играх

Способность самостоятельно и
ритмично хлопать
Чувство ритма

Умение различать трех
частную форму
Способность придумать сюжет
к муз. произведению
Способность отобразить свое
отношение к музыке в рисунке

Умение различать двух
частную форму

Движения

Умение передавать в
движении характер музыки

№
Выражает желание выступать
самостоятельно

Движения

Умение составлять
ритмические рисунки,
проигрывать их на муз.
держать ритм в
Умение
Инструменте
двухголосье
Способность эмоционально
принимать участие в играх

ФИ ребенка

Способность самостоятельно и
ритмично хлопать

Сентябрь

Выражает желание выступать
самостоятельно

Подготовительная
группа № 5

Умение двигаться ритмично,
чувствовать смену частей
музыки
Способность проявлять
творчество
Умение выполнять движения
самостоятельно

№

Умение двигаться ритмично,
чувствовать смену частей
Способность проявлять
музыки
творчество
Умение выполнять движения
самостоятельно

Подготовительная группа
Пение

Пение

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПРИЯТИЕ
Цель

Методика выявления

1.Выявить умение
ребенка эмоционально отзываться
на музыку контрастного характера (плясовая –
колыбельная)

Педагог предлагает ребенку
прослушать произведение и
наблюдает за его
эмоциональными
проявлениями

2.Выявить умение
ребенка слышать и
различать
двухчастную музыку.

Педагог предлагает ребенку
прослушать произведение и
просит ребенка рассказать, как
звучала музыка.

Уровни
III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно
и увлеченно слушает, просит повторить.

баллы оборудование
3

II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая
особенных эмоций.

2

I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.

1

III. Ребенок самостоятельно определяет характер, отмечая, что в
начале музыка звучала весело, легко, а затем она стала сердитой,
громкой. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие
вопросы «как звучала музыка вначале?» (весело, легко) «А какой
она стала потом?» (громкой, сердитой).

3

II. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить
кто танцует вначале, а кто в конце. Играет первую часть пьесы и
спрашивает «какая музыка? чей это танец?», ребенок отвечает,
педагог играет вторую часть музыки и задает тот же вопрос. Затем
педагог просит ребенка под веселую, легкую музыку похлопать
или поскакать, а под громкую, тяжелую – потопать или пройтись
как мишка.

2

Картинки с
изображением
мишки и
зайчика

3.Определить
умение ребенка
различать высокие
и низкие звуки в
пределах октавы.
(методика
Э.Костиной)

4.Выявить умение
ребенка отмечать
начало и конец
музыкального
произведения.

Педагог говорит ребенку, что
сегодня утром, он слышал, как
птичка мама разговаривала со
своим сыночком. Вот так пела
птичка мама (играет), а вот
так ей отвечал сыночек
(играет). Послушай и скажи,
кто сейчас поет (играет
низкий – высокий- низкий).

Педагог предлагает ребенку
поиграть с «музыкальной»
игрушкой. Когда музыка
звучит – игрушка «оживает»
(прыгает, танцует, идет).

I. Не справился с заданием.

1

III.Ребенок
определяет
звуки
самостоятельно
либо
с
незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и
птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет
их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит?

3

II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку
на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и
послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом,
посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и
послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись,
послушай и скажи, кто тебя зовет?"

дерево,
игрушки
птичка
и
птенчик,
металлофон.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок справился с заданием.

3

II. Ребенок частично справился с заданием

2

I. Ребенок не справился с заданием.

1

Игрушка
(зайчик,
мишка, кукла)

ПЕНИЕ

1.Выявить
Педагог предлагает ребенку
умение ребенка

III. Ребенок поет без крика

3

Игрушка -

петь без крика.

спеть знакомую песенку

II. Педагог обращает внимание на птичку, которая прилетела
послушать песенку и просит спеть, чтобы «птичка не испугалась»
I. Не справился с заданием.

2.Выявить
умение ребенка
одновременно с
другими детьми
начинать и
заканчивать
песню.

Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомую песню
вместе с другими детьми

III.Ребенок одновременно с другими детьми начинает петь после
вступления и заканчивает петь вместе со всеми.
II. Педагог обращает внимание ребенка, что начинать и
заканчивать песню нужно одновременно с другими детьми и
предлагает еще раз исполнить песню, показывая ребенку, когда
нужно начинать петь, а когда заканчивать (взмах рукой, кивок
головы и т.п.)

птичка

2

1
3

2

I. Не справился с заданием.

1

3.Выявить
умение ребенка
петь
с
музыкальным
сопровождением
и с поддержкой
голоса взрослого.

Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомую песню
(поет вместе с ребенком и
играет на инструменте)

III. Ребенок исполняет песню целиком

3

II. Ребенок пропевает отдельные фразы или отдельные слова

2

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

1

4. Выявить
умение ребенка
петь без
музыкального
сопровождения,
но с голосом
взрослого.

Педагог предлагает ребенку
спеть знакомую песенку (без
музыкального сопровождения)

III. Ребенок исполняет песню целиком

3

II. Ребенок подпевает отдельные фразы или отдельные слова

2

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

1

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
1. Выявить
умение ребенка
менять движения
на смену
двухчастной
музыки.

2.Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять
простейшие плясовые движения.

Педагог исполняет
произведение 2х частной формы
и предлагает ребенку
определить характер и
подвигаться в соответствии с
характером.

Педагог предлагает ребенку
прослушать музыку, затем
снова исполняет произведение и
предлагает ребенку пошагать,
выполнить притопы, ритмичные
хлопки.

III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой
частей музыки.
II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как
звучит музыка в начале. Она идет или бежит? А как потом?...» И
предлагает показать это под музыку.

2

I. Ребенок не справился с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно ритмично марширует и четко
выполняет плясовые движения.
II.Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под
музыку, «вместе с музыкой», «прислушиваясь, как музыка шагает,
топает, хлопает». (можно предложить ребенку выполнить
движения одновременно с педагогом)
I. Не справился с заданием.

3. Выявить умение ребенка ориентироваться в
пространстве
(двигаться в хороводе, в парах)

3

Педагог
исполняет III.Ребенок двигается по кругу, или в паре, соблюдая дистанцию,
произведение и предлагает согласуя свои движения с партнером
детям подвигаться в хороводе и
II. Педагог дает словесные указания «Иди по кругу, соблюдая
парами.
расстояние… Иди рядом со своим дружочком… Хлопай вместе со
своим дружочком и т.д.»
I. Не справился с заданием.
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ

МУЗИЦИРОВАНИЕ

3

2

1
3

2

1

1.Определить заинтересованность
ребенка к музицированию на
детских муз.
инструментах.

2.Определить
умение передавать метрическую пульсацию
музыки

Педагог: Ребята, к нам сегодня в
гости пришел Петрушка с
музыкальными инструментами.
Петрушка хочет показать, как
он весело умеет играть на этих
инструментах

Педагог предлагает ребенку
послушать музыкальное произведение, а затем исполнить на
бубне (барабане) музыку вместе

III.ребенок эмоционален, начинает хлопать или выполняет другие
движения, просит поиграть вместе с Петрушкой, или еще раз
сыграть музыку.

3

II. Ребенок заинтересован, слушает внимательно, но сдержан,
мало эмоционален.

2

I. Ребенок не проявляет никаких эмоций, отвлекается.

1

III.Ребенок самостоятельно четко передает метрическую
пульсацию музыки.

3

II.Педагог обращает внимание ребенка на то, как музыка шагает и
бубен (барабан) «вместе с ней» (играет на бубне или барабане) И
предлагает ребенку сыграть так же.

2

I. не справился с заданием.

1

Детские
музыкальные
инструменты

Барабан, бубен

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Определить
способность ребенка, используя
различные звукоподражания
(«мяу», «гав»,
«тра-та-та» и др.),
находить нужную
интонацию (ласковую, веселую,
вопросительную)

Педагог: «Посмотри, к нам в
гости пришли собачка, кошечка,
зайчик. Они хотят нам спеть
свои песенки. Собачка (кошечка, зайчик) веселится и поет.
Как?... А теперь собачка (кошечка, зайчик) поют колыбельную песенку своим деткам.
Как?... А сейчас собачка (кошечка) спрашивает – где мои
детки? Как?..»

III. Ребенок самостоятельно находит нужную интонацию в
звукоподражании.
II. Ребенок справился с частью задания(нашел 1-2 интонации)
I. Не справился с заданием.

3

2
1

игрушки –
зайчонок,
собачка,
кошечка

2. Выявить
умение ребенка
плясать без
показа взрослого.

Педагог исполняет
произведение и предлагает
ребенку поплясать

3.Выявить
умение ребенка
находить
движения, жесты
для передачи
игрового образа
(заяц, медведь,
кошечка)

Педагог предлагает ребенку
отправиться в лес (в гости к
бабушке). А лесу (у бабушки)
мы встретили медведя (зайца,
кошечку и т.п.). Ребенку
предлагается изобразить того,
кого он встретил.

4. Определить
способность
детей
«обследовать»
предложенные
инструменты

Педагог вносит музыкальные
инструменты в музыкальный
уголок и наблюдает за детьми в
течение нескольких дней.

III. Ребенок самостоятельно
танцевальные движения.

пляшет,

выполняя

разные

3

II. Педагог напоминает ребенку, что можно выполнить (хлопать,
топать, кружиться и т.д.), и предлагает еще раз попробовать
потанцевать.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно двигается, выполняя движения,
жесты, характерные для данного образа.
II. Педагог предлагает еще раз прослушать пьесу, обсуждает с
ребенком характер музыки «какая музыка рассказала нам о
кошечке, зайчике, мишке», дает словесную характеристику
движениям и жестам персонажа и просит ребенка показать.
I. Не справился с заданием.
III. Ребенок подходит часто к игрушкам и пытается «поиграть» на
них
II. Ребенок подходит по просьбе воспитателя и сам пытается
«поиграть»
I. Ребенок не подходит к инструментам вообще.

3

2

1

3
2
1

Чудесный
мешочек, в
нем
инструменты колокольчик,
бубен,
погремушки,
барабан.

СРЕДНЯЯ ГРУППА
ВОСПРИЯТИЕ
Цель

Методика выявления

1.Выявить
умение
ребенка
эмоционально отзываться
на музыку разного
характера
(плясовая,
колыбельная,
марш)

Педагог предлагает ребенку
прослушать произведение и
наблюдает за его
эмоциональными
проявлениями

2. Выявить умение
ребенка
высказываться о характере
песни, пьесы.

Педагог исполняет
произведения и просит
ребенка рассказать о музыке
«какая она?»

Уровни
III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно
и увлеченно слушает, просит повторить.

3

II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая
особенных эмоций.

2

I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.

1

III. Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки,
используя разнообразные определения.

3

II. Ребенок использует 1-2 определения музыки
I. Ребенок не справился с заданием.

3.Выявить
умение
ребенка слышать и
различать
2-3
частную музыку.

баллы оборудование

Педагог предлагает ребенку III. Ребенок самостоятельно определяет смену характера музыки,
прослушать произведение и отмечает структуру произведения.
просит ребенка рассказать о
II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие
музыке.
вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала
потом?», предлагает ребенку рассмотреть картинки, просит
показать, о ком рассказывает музыка, показывая карточки.
I. Не справился с заданием.

иллюстрации
к пьесам и
песням

2
1
3

2

1

Картинки и
иллюстрации
к пьесам,
карточки с
изображением
образов

3.Определить
умение ребенка
различать высокие и
низкие звуки в
пределах
квинты,сексты.
(методика
Э.Костиной)

Педагог говорит ребенку, что
сегодня утром, он слышал, как
птичка мама разговаривала со
своим сыночком. Вот так пела
птичка мама (играет), а вот
так ей отвечал сыночек
(играет). Послушай и скажи,
кто сейчас поет (играет
низкий – высокий- низкий).

III.Ребенок
определяет
звуки
самостоятельно
либо
с
незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу
и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова
повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос
звучит?
II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку
на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и
послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом,
посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и
послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись,
послушай и скажи, кто тебя зовет?"

3

дерево,
игрушки
птичка
и
птенчик,
металлофон.

2

1
I.
4. Выявить умение
ребенка
слышать
долгие и короткие
звуки.
(методика
Э.Костиной)

Педагог объясняет, что в гости пришли игрушки, каждый
из гостей любит "свою" музыку. Играет музыкальные примеры и объясняет, кому они
соответствуют. Затем ребенку
только по хлопкам предлагается отгадать музыку: "Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала
музыка. А ты отгадай, для
какой игрушки я хлопаю?".

Не справился с заданием.

III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм.

3

II. Ребенку ещѐ раз дают послушать музыку и характеризуют
движения игрушек под соответствующую музыку (можно

2

Игрушки
медвежонок и
лисенок

предложить прохлопать еѐ самому). Затем ещѐ раз предлагается по
хлопкам отгадать ритмические рисунки.
1

I. Не справился с заданием.

5. Выявить умение Педагог играет на металлофо- III. Ребенок правильно прохлопал ритмический рисунок
ребенка прохлопать не попевку предлагает ребенПедагог предлагает прохлопать вместе, а
ритмический
ку прохлопать ее ритмический II.

3
затем

2

Иллюстрации
из «Музыкального

рисунок песни

рисунок

самостоятельно.

1

букваря»

I. Ребенок не справился с заданием
ПЕНИЕ
1.Выявить умение Педагог предлагает ребенку
ребенка петь без спеть знакомую песенку
напряжения

III. Ребенок поет без напряжения, естественным голосом

3

II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не
напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз

2

Иллюстрации
к песне

1

I. Не справился с заданием.
2.Выявить умение Педагог предлагает ребенку
ребенка
чисто исполнить знакомую песню
интонировать
в
удобном
диапазоне, с поступенным
развитием
мелодии и скачкообразным

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

3

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание, когда мелодия
шагает по лесенке, а когда перепрыгивает со ступеньки на
ступеньку и просит снова исполнить песню. Ребенок частично
справляется с заданием.

2

3. Выявить умение ребенка слышать вступление,
начинать петь со
взрослым и
самостоятельно

III. Ребенок начинает петь песню после вступления (вместе со
взрослым и самостоятельно)

Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомую песню

4.Выявить умение Педагог предлагает ребенку
ребенка
петь исполнить знакомую песню
слажено,
четко
произносить текст

I. Не справился с заданием.

Иллюстрации
к песне

1
3

II. Педагог напоминает ребенку, что начинать пение нужно после
вступления, и предлагает еще раз исполнить песню.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок исполняет песню, четко артикулируя текст.

3

II. Педагог обращает внимание на то, что нужно четко пропевать
текст. При повторном исполнении ребенок недостаточно четко

2

Иллюстрации
к песне

Иллюстрации
к песне

пропевает текст

1

I. Не справился с заданием
5. Выявить умение ребенка петь
выразительно

Педагог предлагает ребенку
спеть знакомую песенку

III. Ребенок исполняет песню выразительно, эмоционально

3

II. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно

2

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

1

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

1. Выявить умение
ребенка ритмично
и выразительно
двигаться

Педагог исполняет марш и
предлагает ребенку подвигаться
в соответствии с характером.

III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно.

3

II. Педагог повторно исполняет марш и спрашивает «как звучит
музыка и что можно делать под музыку», обращает внимание,
что маршировать нужно четко, в соответствии с музыкой (можно
использовать показ педагога) и просит ребенка еще раз
выполнить задание.

2

I. Не справился с заданием.
2. Выявить умение
ребенка менять
движения в
соответствии с
формой музыки

Педагог исполняет произведение 3х частной формы и
предлагает ребенку подвигаться

III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой
частей музыки.
II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как
звучит музыка в начале, какие движения можно выполнять под
эту музыку. А как потом?...Какие движения?...» И предлагает
снова выполнить задание.
I. Ребенок не справился с заданием.

3. Выявить умение Педагог исполняет
ребенка
произведение и предлагает

III. Дети самостоятельно танцуют, согласуя свои движения с

1
3

2

1
3

координировать
свои движения с
партнером

4. Изучить умение
ребенка двигаться
без напряжения
рук и ног.

5. Выявить умение ребенка ориентироваться в
пространстве
(перестраиваться в
круг, пары)

детям исполнить пляску парами

Педагог исполняет произведение и просит ребенка подвигаться в соответствии с
характером музыки

Дети
стоят
врассыпную,
педагог
исполняет
произведение и предлагает
детям перестроиться в круг, в
пары

движениями партнера.
II. Педагог напоминает, что в танце нужно двигаться
одновременно со своим партнером, четко и слажено. И
предлагает еще раз исполнить танец.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок двигается под музыку свободно, без напряжения.

3

II. Педагог объясняет (показывает) движения, обращая внимание
на легкость и свободу выполнения и просит еще раз выполнить
задание.

2

I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены).

1

III.Ребенок самостоятельно перестраивается в круг (в пары) и
двигается по кругу, или в паре, согласуя свои движения с
партнером.

3

II. Педагог дает словесные указания

2

I. Не справился с заданием.

1

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
1. Определить
осознанное реагирование ребен-ка
на музыкаль-ное
сопровожде-ние
взрослого,
согласованность
своих действий с

Педагог вместе с воспитателем
исполняют пьесу на
фортепиано и бубне и
предлагает ребенку украсить
эту красивую мелодию игрой на
инструментах

МУЗИЦИРОВАНИЕ

III. Ребенок
самостоятельно играет на инструменте, в
соответствии с темпом и динамикой музыки.
II. Педагог предлагает охарактеризовать музыку (какая она в
начале, какая в конце), просит показать «как можно сыграть на
инструменте громко (тихо), быстро (медленно) и предлагает
снова сыграть вместе с музыкой. Если музыка громкая – играй
громко и т.д.и предлагает ребенку играть в соответствии с
характером.

3

2
1

Детские
музыкальные
инструменты

музыкальным инструментом, с характером пьесы,
средствами
выразительности.
2. Выявить умение передавать
простой ритмический рисунок в
игре на ударных
музыкальных
инструментах (по
одному и в
ансамбле)

I. Ребенок не проявляет никаких эмоций, отвлекается.

Педагог предлагает ребенку
прослушать ритмический рисунок и исполнить его на ударном
инструменте самостоятельно и
в небольшом ансамбле

III.Ребенок самостоятельно и в ансамбле четко передает
ритмический рисунок
II. Педагог предлагает еще раз внимательно прослушать
ритмический рисунок, исполняет его одновременно с ребенком и
просит снова выполнить задание. Ребенок частично ошибается в
передаче ритмического рисунка
I. Не справился с заданием

3

Ударные
музыкальные
инструменты

2

1

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1.
Определить
способность
ребенка
самостоятельно
находить
интонацию, пропевая свое имя,
имя
игрушки,
друзей.

Педагог: «Спой мне (к ребенку)
как тебя зовут? Как зовут твою
игрушку? Как зовут твою
подружку? И т.д.»

2. Выявить умение ребенка дать
музыкальный ответ на простой
музыкальный

Педагог задает ребенку
музыкальный вопрос и
предлагает дать музыкальный
ответ

III. Ребенок пропевает свое имя, имя игрушки и друзей используя
разную интонацию (разнообразное интонирование)
II. Ребенок поет, используя 1-2 интонации
I. Не справился с заданием.

3

2
1

III. Ребенок придумывает и дает музыкальный ответ на вопрос.

3

II. Педагог предлагает свой вариант ответа и просит придумать и
спеть другой вариант

2

Игрушка
кошечка,
зайчик и др.

вопрос

I. Не справился с заданием.

3. Выявить умение ребенка выбирать движения,
комбинировать их
в свободной
пляске, танце с
игрушкой

Педагог исполняет плясовую и III. Ребенок самостоятельно танцует, использует 3 и более
просит ребенка потанцевать танцевальных движений, педагог может напомнить какие
(подвигаться с игрушкой)
движения можно выполнять под музыку.

4. Выявить умение
ребенка проявлять
инициативу и
самостоятельность
при выборе
способов действий
для передачи того
или иного
игрового образа.

Педагог
исполняет III. Ребенок самостоятельно изображает персонаж, используя
произведение и просит ребенка разнообразные движения.
изобразить тот или иной образ.
II. Педагог еще раз исполняет пьесы и просит ребенка определить
характер музыки и описать движения, которыми можно
изобразить образ. Просит ребенка показать, например, что может
делать кошечка и котята, медведь, зайчик и потом выполнить эти
движения под музыку.

5. Выявить способность ребенка
реагировать на
музыку контрастного характера к
одному образу
соответствующими
движениями

Педагог предлагает ребенку
прослушать пьесу, которая
рассказывает о каком то образе
(котике), обсуждает характер
музыки, рассказывает ребенку
историю (о том, как котик
заболел, а потом выздоровел),
затем исполняет произведение и
просит показать это в движении
под музыку.

1
3

II. Ребенокв танце использует 1-2 движения

2

I. Не справился с заданием

1

3

2

I. Не справился с заданием

1

III. Ребенок самостоятельно показывает больного и здорового
котика в соответствии со звучащей музыкой.

3

II. Педагог просит ребенка изобразить больного котика и
здорового без музыки, а потом под музыку.

2

I. Не справился с заданием.
1

Игрушки

Картинки с
изображением
образа или
игрушки

6. Определить способность самостоятельного музицирования на музыкальных инструментах в передаче
знакомых образов,
явлений природы.

Педагог предлагает ребенку
выбрать
из
предложенных
инструментов
один
и
изобразить птичку, дождик или
гром

7. Определить
творческое отношение ребенка к
новому неизвестному инструменту

Педагог обращает внимание на
музыкальные инструменты и
предлагает ребенку
на них
поиграть

III. Ребенок правильно подбирает инструмент и играет.
II. Педагог спрашивает «Как гремит гром?.. Как капает
дождик?..Каким голосом он поет свою песенку?... Как поет
птичка? Какой у нее голосок?.. (и предлагает изобразить это на
музыкальном инструменте)
I. Ребенок не справляется с заданием.

3

III. Ребенок сразу берет незнакомый инструмент и, пытаясь
извлечь из него звуки разными способами, играет.
II. Педагог просит взять незнакомый инструмент и поиграть на
нем.
I. Ребенок не проявляет интереса.

3

2

1

2
1

СТАРШАЯ ГРУППА
ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика выявления

Уровни

баллы оборудование

1.Выявить
умение
ребенка
эмоционально
отзываться
на
музыку
разного
характера

Педагог предлагает ребенку
прослушать произведение и
наблюдает за его
эмоциональными
проявлениями

2. выявить умение Педагог предлагает ребенку
детей
определять прослушать произведения и
музыкальный жанр определить их жанр
(танец:
пляска,
полька, вальс; песня
– марш)

III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно
и увлеченно слушает, просит повторить.
II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая
особенных эмоций.

2

I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.

1

III. Ребенок самостоятельно определяет жанр произведений

3

II. Педагог предлагает определить характер музыки и подумать,
что можно делать (как двигаться) под эту музыку, предлагает
рассмотреть картинки, на которых изображены танцы: пляска,
вальс; марширующие солдаты, и певцы.

2

I. Ребенок не справился с заданием.
3.Выявить
умение
определить форму
музыкального
произведения

4. Выявить умение
детей
определять
средства
музыкальной
выразительности,
высказываться
о
них, соотнося свои

Педагог предлагает ребенку III. Ребенок самостоятельно определяет форму произведения.
прослушать произведение и
просит ребенка определить II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие
вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала
его форму
потом?», предлагает ребенку рассмотреть картинки.

Педагог
предлагает
прослушать произведение. «О
чем рассказала эта музыка?
Как она рассказала об этом?
Что ты услышал в музыке?».

3

1
3
2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно отметил все средства выразительности
(темп, динамику, регистр)

3

II.Педагог просит определить характер музыки, средства
выразительности, создающие образ, предлагает рассмотреть
иллюстрации. Ребенок определил 1-2 средства музыкальной
выразительности

иллюстрации
к пьесам

2

Картинки и
иллюстрации
к пьесам

иллюстрации
к пьесам

высказывания
эмоционально
образным
содержанием
музыки.

с
–

I. Ребенок не справился с заданием

1

5. Выявить умение
соотнести
содержание музыки
с эмоционально –
образным
содержанием
картины,
стихотворения

Педагог
предлагает
прослушать
музыкальное
произведение, стихотворения,
рассмотреть иллюстрации и
определить,
какое
стихотворение и иллюстрация
созвучно музыке.

III. Ребенок справился самостоятельно

3

II. Педагог предлагает определить характер и настроение музыки,
настроение и содержание картины, о чем рассказывает
стихотворение и соотнести их

2

I. ребенок не справился с заданием

1

6.Определить
умение ребенка
различать высокие и
низкие звуки в
пределах квинты,
кварты.

Педагог говорит ребенку, что
сегодня утром, он слышал, как
птичка мама разговаривала со
своим сыночком. Вот так пела
птичка мама (играет), а вот
так ей отвечал сыночек
(играет). Послушай и скажи,
кто сейчас поет (играет
низкий – высокий- низкий).

III.Ребенок
определяет
звуки
самостоятельно
либо
с
незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и
птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет
их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит?

3

(методика
Э.Костиной)

7. Выявить умение Педагог объясняет, что в
ребенка
слышать гости пришли игрушки,
долгие и короткие каждый из гостей любит
"свою" музыку. Играет

II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку
на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и
послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом,
посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и
послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись,
послушай и скажи, кто тебя зовет?"

дерево,
игрушки
птичка
и
птенчик,
металлофон.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм.

3

II. Ребенку ещѐ раз дают послушать музыку и характеризуют

2

Игрушки
петух, курица,
цыпленок

звуки.
(методика
Э.Костиной)

5. Выявить умение
узнавать знакомую
мелодию
по
ритмическому
рисунку

музыкальные при-меры и
объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку
только по хлопкам
предлагается отгадать музыку:
"Слушай внимательно. Я буду
хлопать так, как сейчас
звучала музыка. А ты отгадай,
для какой игрушки я
хлопаю?".

движения игрушек под соответствующую музыку (можно

Педагог предлагает ребенку
узнать песню, проигрывает
ритмический рисунок какойлибо песни и спрашивает
«Какая это песня?»

III. Ребенок узнал все песни

3

II. Педагог предлагает ребенку спеть песни из «Музыкального
букваря» Н.Ветлугиной, рассмотреть иллюстрации, прохлопать их
ритмический рисунок, затем проигрывает ритмический рисунок
песни и просит сказать, мелодия какой песни сейчас прозвучала.

2

предложить прохлопать еѐ самому). Затем ещѐ раз предлагается по
хлопкам отгадать ритмические рисунки.
I. Не справился с заданием.

I. Ребенок не справился с заданием

1

Иллюстрации
из «Музыкального
букваря»

1

ПЕНИЕ

1.Выявить умение Педагог предлагает ребенку
ребенка
петь спеть знакомую песенку
естественным
голосом, напевно

III. Ребенок поет без напряжения, естественным голосом

3

II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не
напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз

2

I. Не справился с заданием.

1

Иллюстрации
к песне

2. Выявить умение Педагог предлагает ребенку
ребенка
петь исполнить знакомую песню
выразительно,
передавая характер
песни, ее темповые
и
динамические
особенности

III. Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер
песни, ее темповые и динамические особенности

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

1

3. Выявить умение
ребенка чисто
интонировать с
музыкальным
сопровождением и
без него

Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

3

4. выявить умение
ребенка
дать
оценку
качества
пения других детей

Педагог предлагает детям спеть
знакомую песню, а ребенку
предлагает оценить пение
других детей

3
2

Иллюстрации
к песне

II. Педагог обращает внимание на средства музыкальной
выразительности, характер песни и просит спеть выразительно.
Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание. Ребенок
частично справился с заданием.
I.Не справился с заданием

III. Ребенок правильно оценивает пение детей, самостоятельно
дает характеристику исполнения песни (темп, динамика,
эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста)

Иллюстрации
к песне

2
1

3

II. Ребенок частично может оценить пение других детей, дает
однозначный ответ.

2

I. Не справился с заданием

1

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
1. Выявить умение Педагог исполняет
ребенка
произведение и предлагает

III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно, в
соответствии с характером и жанром музыки

3

Иллюстрации
к музыке

выразительно и
ритмично
двигаться в
соответствии с
характером
музыки, ее жанром

ребенку подвигаться в
соответствии с характером.

2. Выявить умение
ребенка отражать
особенности
музыкальной речи
в движении

Педагог исполняет
произведение и предлагает
ребенку подвигаться

3. Выявить умение Педагог исполняет
ребенка
произведение и предлагает
реагировать на
ребенку подвигаться
смену частей
музыкального
произведения,
фраз

4. Выявить умение
ребенка двигаться
под музыку легко
и пластично

Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомую
композицию или пляску

II. Педагог повторно исполняет произведение и просит
определить характер музыки, жанровую основу (можно
рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит
ребенка еще раз выполнить задание.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок отражает особенности музыкальной речи в движении
(музыкальные фразы)

3

II.Педагог повторно исполняет произведение и обсуждает с
ребенком строение, фразировку, темп и др. И предлагает снова
выполнить задание.

2

I. Ребенок не справился с заданием.

1

III. Дети самостоятельно меняет движения в соответствии со
сменой частей музыки. Подбирает движения адекватно характеру
музыки.

3

II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, как он
меняется и напоминает ему, что движения должны
соответствовать характеру музыки, и в соответствии со сменой
характера музыки нужно менять и движения

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок двигается под музыку легко и пластично

3

II. Педагог напоминает, что движения должны быть легкими,
свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание
на легкость, плавность, пластичность, и предлагает снова
исполнить композицию.

2

I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены).
5. Выявить владеет
ли ребенок
достаточным для
своего возраста
объемом
танцевальных
движений

Звучит танцевальная музыка, III.Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без
педагог предлагает ребенку напряжения
выполнить
танцевальные
II. Ребенок частично справился с заданием
движения, называя их
I. Не справился с заданием.

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
1. Определить
интерес ребенка к
данному виду
деятельности.

2. Выявить умение
ребенка
осмысленно
относиться к
способам
звукоизвлечения

3. Выявить степень
владения ребенком

Педагог предлагает ребенку
исполнить музыку на любом
инструменте по выбору.

Педагог предлагает прослушать
музыку и сыграть на
музыкальном инструменте.

Педагог играет произведение и
предлагает ребенку исполнить

1
3

2
1

МУЗИЦИРОВАНИЕ

III. Ребенок с удовольствием исполняет несколько произведений
на разных музыкальных инструментах, активен, самостоятелен,
просит поиграть еще.

3

II. Ребенок исполняет пьесы, но не проявляет сильных эмоций,
инструменты берет по просьбе педагога.

2

I. Ребенок отказывается играть

1

III. Ребенок самостоятельно исполняет пьесу, изменяя приемы
звукоизвлечения в соответствии с характером звучания музыки.
II. Педагог повторно исполняет произведение, спрашивает, как
музыка звучала вначале, как в середине и как в конце, предлагает
показать ребенку , как можно сыграть на инструменте ту или
иную музыку, и снова сыграть под музыку, в соответствии с
характером, менять и способы исполнения.

3

Детские
музыкальные
инструменты

Детские
музыкальные
инструменты

2

I. Ребенок не справляется с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно и технически верно играет на всех

3

Детские
музыкальные

простейшими
приемами игры на
различных
детских ударных
инструментах

4. Определить
развитость чувства
ансамбля

5. Выявить
способность
ребенка сыграть
несложную
мелодию с
поступенным и
скачкообразным
движением (от
малых до больших
интервалов).

его на разных музыкальных
инструментах (педагог
обращает внимание на технику
исполнения)

инструментах.
II. Педагог напоминает словесно или показывает, как извлекается
звук на том или ином инструменте, ребенок выполняет задание.
I. Ребенок не справляется с заданием.

Педагог предлагает группе
детей сыграть плясовую

III. Ребенок играет, прислушиваясь к музыке и к игре своих
товарищей.

инструменты
2

1
3

II. Педагог просит ребенка прислушиваться к музыке и к игре
своих товарищей.

2

I. Играет хаотично, не обращая внимания на других.

1

Педагог предлагает ребенку III. Ребенок самостоятельно правильно исполняет мелодию.
спеть и сыграть попевку
II. Педагог спрашивает, как двигалась мелодии (сначала вверх и
потом вниз) и просит показать рукой движение мелодии или

3
2

Детские
музыкальные
инструменты

Ударные
музыкальные
инструменты

просит ребенка взять игрушку и показать, как игрушка шагает
вверх, а потом спускается вниз, одновременно пропевая попевку.
Потом просит сыграть на металлофоне (возможно исполнение
совместно с педагогом).
I. Не справился с заданием.

1

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.
Определить Педагог предлагает ребенку
способность
сочинить песенку на заданный
ребенка
к текст

III. Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и
настроению текста
II. Педагог просит определить настроение четверостишья и

3

игрушки или
куклы би-ба-бо

импровизации
простейших
мелодий
на
заданный
текст
соответствующего
характера

2. Выявить умение
ребенка дать
музыкальный
ответ на простой
музыкальный
вопрос

Педагог задает ребенку
музыкальный вопрос и
предлагает дать музыкальный
ответ

3. Выявить
способность
ребенка находить
тонику в
предложенном
варианте.

Педагог предлагает прослушать
незаконченную песенку и
заключительные слова этой
песни, и говорит, что он сейчас
начнет петь, а ребенок должен
закончить песню.

придумать песенку с таким же настроением и характером.
Песенные импровизации не отличаются оригинальностью,
однообразны.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок придумывает и дает музыкальный ответ на вопрос.

3

II. Педагог предлагает свой вариант ответа и просит придумать и
спеть другой вариант

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике.

3

II. Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет
петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание закончит песню (меняется тональность). Ребенок заканчивает на
устойчивом звуке (звуки тонического трезвучия – III или V
ступени)

2

I. Не справился с заданием (диссонанс- неустойчивые ступени).

4. Выявить умение
ребенка творчески
использовать и
выразительно
исполнять
знакомые

Ребенку
предлагается
прослушать
плясовую
и
исполнить любые плясовые
движения.

III. Ребенок самостоятельно танцует, составляя композицию из 3
и более танцевальных движений, педагог может напомнить какие
движения можно выполнять под музыку. Движения
выразительны.
II.

Ребенок в пляске использует 1-2

движения. Движения

1

3

2

Игрушка
кошечка,
зайчик и др.

танцевальные
движения в
свободной пляске
(по одному, в
парах).
5. Выявить умение
ребенка
действовать
с
воображаемым
предметом.

маловыразительны.

Педагог предлагает ребенку
прослушать музыку, придумать
и
показать
движения
с
воображаемым
предметом
(цветком,
платочком,
воздушным шариком и т.д.)

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно двигается, выразительно передавая
движения с воображаемым предметом.

3

II. Педагог предлагает рассказать, какие движения можно
выполнять с воображаемым предметом, может предложить
несколько вариантов действия с предметом и просит менять
действия в соответствии с характером и структурой музыки.
I. Не справился с заданием.

1

III. Движения ребенка выразительны, адекватны характеру и
настроению музыки
II. Движения ребенка частично соответствуют характеру и
настроению музыки
I. Ребенок не справляется с заданием.

3

7. Выявить умение Педагог играет произведение и III. Ребенок самостоятельно двигается в соответствии с
ребенка проявлять просит ребенка изобразить характером музыки и образом, выразительно передавая в
творческое
движении походку, движения, жесты и мимику (сердится,

3

6. Выявить
способность
ребенка передавать
эмоциональнообразное
содержание
музыки в
соответствии с
особенностями
музыкального
языка
произведения, его
жанра и формы.

Педагог предлагает ребенку
прослушать
музыку
и
изобразить в движении ее
характер и настроение

2

2
1

воображение,
персонаж.
фантазию
в
передаче игровых
образов,
самостоятельно
выбирать способы
действий: походку,
жест,
мимику,
движения.

ластится, пугается, веселится).
II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, действия того
или иного образа в той или иной ситуации и просит изобразить.
I. Ребенок не проявляет интереса.

8. Выявить
способность
выбирать
инструменты в
соответствии с
музыкальным
образом

Педагог предлагает ребенку
прослушать
произведение,
подобрать
инструменты,
соответствующие образу и
сыграть на них.

9. Выявить умение
ребенка составлять
ритмический
аккомпонимент к
танцевальной
музыке

Педагог исполняет песню и III. Ребенок самостоятельно, составляет и исполняет ритмический
просит ребенка подыграть на аккомпонимент (ритмические фигуры разнообразные)
любом инструменте
II. Педагог обращает внимание ребенка на характер музыки и
просит играть в соответствии с характером. Ребенок исполняет
ритмический аккомпонимент (1 - 2 ритмические фигуры)

III. Ребенок самостоятельно правильно подбирает инструменты и
передает музыкальный образ.

2
1

3

II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, «голоса»
музыкальных инструментов и снова предлагает выполнить
задание

2

I. Ребенок не справился с заданием

1

I. Ребенок не справляется с заданием.

3

2

1

Детские
музыкальные
инструменты

Детские
музыкальные
инструменты

10. Выявить
способность детей
проявлять
фантазию при
придумывании
музыкальной
композиции,
используя звуки
разной высоты,
меняя силу звука,
ритмический
рисунок и тембр.

Педагог предлагает ребенку
стать композитором и сочиним
свою музыку.

III. Ребенок придумывает музыкальную композицию, используя
разные инструменты, меняя силу звука, ритмический рисунок и
тембр.

Ребенку предлагается выбрать
картину и изобразить это
настроение музыкальными
инструментами.

II. Педагог обсуждает с ребенком предполагаемый характер
произведения, средства музыкальной выразительности и
предлагает снова выполнить задание. Творческие проявления
ребенка не отличаются особым разнообразием (используется
какое-либо одно из средств выразительности – темп, ритм,
динамика)

3

Детские
музыкальные
инструменты,
картинки

2

1

I. Не справился с заданием.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ВОСПРИЯТИЕ
Цель

Методика выявления

Уровни

1. Выявить умение
детей
различать
характер
музыки
одного жанра и
эмоционально на нее
откликаться.

Педагог предлагает ребенку
прослушать несколько
произведений и определить их
характер и жанр

III. Ребенок эмоционально воспринимает музыку, самостоятельно
определяет жанр и характер
произведений, сравнивает их
эмоционально – образное содержание, отмечая средства
музыкальной выразительности, речь активна.
II. Ребенок эмоционально откликается на музыку, выполняет
задание с помощью педагога (педагог задает наводящие вопросы)
I.

Не справился с заданием, не эмоционален

баллы оборудование
3

2
1

2. Выявить умение Педагог предлагает ребенку
ребенка
активно прослушать произведение и
высказываться
о рассказать о музыке
музыке, используя
разнообразные
определения
3. Выявить умение
ребенка определять
форму музыкального
произведения
(трехчастную,
вариативную)

III. Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки,
используя разнообразные определения.
II. Ребенок использует 1-2 определения музыки
I. Ребенок не справился с заданием.

Педагог предлагает ребенку III. Ребенок самостоятельно определяет смену характера музыки,
прослушать произведение и отмечает структуру произведения.
рассказать о музыке, о ее
II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие
характере и настроении
вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала
потом?»
I. Не справился с заданием.

3

2
1
3

2

1

4. Выявить умение
ребенка находить
общие характерные
средства
художественной
выразительности в
музыкальном
произведении,
поэзии, картине,
близким по теме и
эмоционально –
образному
содержанию

Педагог предлагает
прослушать музыкальное
произведение, стихотворения,
рассмотреть иллюстрации и
определить, какое
стихотворение и иллюстрация
созвучно музыке.

III. Ребенок самостоятельно справился с заданием

3

II. Педагог предлагает определить характер и настроение музыки,
настроение и содержание картины, о чем рассказывает
стихотворение и соотнести их.

2

5. Определить
умение ребенка
различать высокие и

Педагог говорит ребенку, что
сегодня утром, он слышал,
как птичка мама

III.Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с
незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу
и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова

Иллюстрации,
стихотворения

I. Не справился с заданием.
1

3

Дерево,
птичка,

низкие звуки в
пределах терции,
секунды
(методика
Э.Костиной)

разговаривала со своим
сыночком. Вот так пела
птичка мама (играет), а вот
так ей отвечал сыночек
(играет). Послушай и скажи,
кто сейчас поет (играет
низкий – высокий- низкий).

повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос
звучит?
II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку
на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и
послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом,
посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и
послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись,
послушай и скажи, кто тебя зовет?"
I.

птенчик

2

Не справился с заданием.

1
6.Определить
способность ребенка
выкладывать
ритмический
рисунок графически

Педагог предлагает ребенку
прослушать мелодию (играет)
и выложить ее ритмический
рисунок на Фланелеграф

III. Ребенок справился с заданием самостоятельно

3

II. Педагог предлагает спеть и прохлопать ритмический рисунок
попевки и выполнить задание

2

I. Ребенок не справился с заданием

Иллюстрации
из
«Музыкальног
о букваря»

1

ПЕНИЕ

1. Выявить умение
ребенка петь
выразительно,
естественным

Педагог предлагает ребенку
спеть знакомую песенку

III. Ребенок поет выразительно, без напряжения, естественным
голосом
II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно

3

Иллюстрации к
песне

голосом

выразительно, не напрягаясь и просит спеть еще раз

2

I. Не справился с заданием.
1
2. Выявить умение
ребенка чисто
интонировать с
музыкальным
сопровождением и
без него

Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомую песню

3. Выявить умение
ребенка дать
оценку качеству
своего пения, а не
только пения
других детей

Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомую песню и
оценить свое исполнение

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

3

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание на
правильность исполнения песни и просит снова исполнить
песню. Ребенок частично справляется с заданием.

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок правильно оценивает свое пение, самостоятельно
дает характеристику исполнения песни (темп, динамика,
эмоциональная выразительность, четкость пропевание текста)

3

II. Ребенок частично правильно оценивает качество исполнения,
(оценивает одну сторону исполнения)

2

I. Не может оценить свое пение

1

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
1. Выявить умение
ребенка
выразительно и
ритмично
двигаться в

Педагог исполняет
произведение и просит
выполнить упражнение

III. Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения
выразительны, ритмичны, адекватны характеру музыки.
II. Педагог напоминает ребенку (можно показать), что двигаться
нужно в соответствии с характером музыки четко, ритмично

3

2

Иллюстрации к
песне

соответствии с
различным
характером
музыки
2. Выявить умение
ребенка отмечать
движением
особенности
музыкального
языка.

3. Определить,
обладает ли
ребенок
пластичными
движениями,
отличающимися
полезностью.

Задание выполняется повторно.

Педагог исполняет
произведение и просит ребенка
отметить в движении
особенности музыкального
языка: характер музыки, начало
и окончание движения,
акценты, музыкальные фразы и
т.д.
Педагог предлагает ребенку
исполнить знакомый танец или
ритмическую композицию

I. Не справился с заданием.

1

III. ребенок под музыку выполняет задание правильно

3

II. Педагог повторно исполняет произведение и дает образную
характеристику движений. Например, музыка быстрая, легкая –
это бег, а акценты – это прыжки, остановись и выполни их и т.д.
Ребенок выполняет задание, ребенку предлагается отметить
хлопками прыжки в конце фразы.

2

I. Ребенок не справился с заданием.
III. Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения
пластичны, легки, полетны
II. Педагог напоминает ребенку, что двигаться нужно в
соответствии с характером музыки легко и свободно, не напрягая
руки и ноги и т.п. (можнопоказать).Задание выполняется
повторно.
I. Движения зажаты, скованы

4. Определить,
владеет ли ребенок
достаточным для
своего возраста
объемом движений

Звучит танцевальная музыка,
педагог предлагает ребенку
выполнить танцевальные
движения, называя их

III.Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без
наряжения
II. Ребенок частично справился с заданием
I. Не справился с заданием.

1
3

2

1
3

2
1

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
1. Определить
уровень получения
эстетического
удовлетворения от
музицирования
2. Выявить
уровень владения
навыками
ансамблевого
музицирования.

Педагог предлагает ребенку
исполнить музыку на любом
инструменте по выбору

МУЗИЦИРОВАНИЕ

III. Ребенок с удовольствием исполняет произведения, активен,
самостоятелен, просит поиграть еще.
II. Ребенок не проявляет сильных эмоций.
I. Ребенок не проявляет никаких эмоций

Педагог предлагает группе
детей сыграть плясовую

III. Ребенок играет, прислушиваясь к музыке и к игре своих
товарищей.

3

2
1
3
2

II. Педагог просит ребенка прислушиваться к музыке и к игре
своих товарищей.
I. Не справился с заданием, играет сам по себе

1

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Определить
способность
ребенка проявлять
себя (выразить
себя) придумывая
интонации
различного
характера, жанра

Педагог предлагает ребенку
сочинить песенку на заданный
текст

III. Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и
жанру текста
II. Педагог просит определить характер, настроение и жанр
четверостишья и придумать песенку соответствующего
характера и жанра. Ребенок способен импровизировать в одном
направлении (характер - жанр), песенные импровизации не
отличаются оригинальностью, однообразны. Ребенок поет,
используя 1-2 интонации

Детские
музыкальные
инструменты

3

2

Ударные
музыкальные
инструменты

2. Выявить
способность
ребенка находить
тонику в
предложенном
варианте.

Педагог предлагает прослушать
незаконченную песенку и
заключительные слова этой
песни, и говорит, что он сейчас
начнет петь, а ребенок должен
закончить песню.

I. Не справился с заданием.

1

III. ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике.

3

II. Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет
петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание закончит песню (меняется тональность). Ребенок заканчивает на
устойчивом звуке (звуки тонического трезвучия – III или V
ступени)

2

I. Не справился с заданием.
3. Выявить умение
ребенка проявлять
фантазию при
выборе интонации
на заданный текст
и без слов,
сочинять песню на
свой текст

4. Выявить умение
ребенка проявлять
самостоятельность
в выборе движений
под музыку
разного характера,
жанра.

Педагог предлагает ребенку
сочинить песню на заданный
текст, без слов или на
заданную тему со своим
текстом

Педагог исполняет
произведение и предлагает
ребенку подвигаться в
соответствии с характером и
жанром музыки

III. Ребенок самостоятельно импровизирует, проявляя фантазию,
его песенные импровизации соответствуют характеру,
настроению, жанру, выразительны и разнообразны

1
3

II. Педагог обсуждает с ребенком характер и настроение
импровизации и просит снова выполнить задание, предлагает
рассмотреть картинки, предлагает свои варианты и просит снова
выполнить задание

2

I. Не справился с заданием.

1

III. Ребенок самостоятельно определяет характер и жанр
произведения и выполняет соответствующие движения.

3

II. Педагог обсуждает с ребенком характер и жанр музыки.
Спрашивает, как можно двигаться под ту или иную музыку и
предлагает выполнить задание.

2

I. Не справился с заданием

1

Иллюстрации

5. Выявить умение
ребенка использовать свой музыкально- двигательный опыт при создании собственного выразительного,
пластического
танца.

Педагог говорит, что он
волшебник и сейчас превратит
всех в осенние листочки
(цветочки или бабочки).
Придумай танец осеннего
листочка, цветочка, бабочки.

6. Выявить умение
ребенка выражать
самые разнообразные эмоциональные переживания и
настроения в соответствии с музыкальным образом,
самостоятельно
выбирать способы
действий (движения, походка, мимика, жест) для
передачи характера различных
персонажей

Педагог играет произведение и
предлагает ребенку изобразить
то, то музыка рассказала о
персонаже

III. Ребенок самостоятельно придумывает танец, используя
разнообразные движения в соответствии с характером музыки и
средствами музыкальной выразительности.

3

II. Педагог просит определить сколько частей и какой характер в
каждой части, обсуждает с ребенком движения, которые можно
использовать в танце. И просит выполнить задание

2

I. Не справился с заданием.

III. Ребенок самостоятельно определяет характер произведения и
выполняет соответствующие движения, отражая свои
эмоциональные переживания, используя мимику, жесты,
походку, движения.

1

3

II. Педагог исполняет произведение и просит ребенка определить
характер музыки. Спрашивает, о чем она рассказывает, как
можно изобразить нарисованный образ. Можно предложить
рассмотреть сюжетные картинки, соотнести их со звучащей
музыкой, а потом выполнить задание

2

I. Ребенок не справляется с заданием.

1

Сюжетные
картинки

7. Определить способность к моделированию элемен-

Пдагог предлагает ребенку
послушать произведение и
подыграть ему на любом
инструменте

тов музыкального
языка (используя
различные ритми-

III. Ребенок импровизирует, используя в игре разнообразные
темп, ритм и динамику исполнения
II. Педагог беседует с ребенком о характере музыки и средствах
музыкальной выразительности и предлагает снова выполнить
задание. В игре ребенок частично использует средства
музыкальной выразительности (1 – 2)
I. Ребенок не проявляет интереса.

3

2

1

ческие, динамические, темповые
отношения)
8. Выявить умение
ребенка проявляет
фантазию при варь
ировании в процес

Педагог предлагает ребенку
прослушать произведение и
исполнить на любом
инструменте вместе с другими
детьми

се коллективного
музицирования
9. Выявить
импровизационные
способности
ребенка, умение
подбирать песенки
знакомые и
наиграть
придуманные

Педагог предлагает ребенку
спеть знакомую попевку,
подобрать ее на металлофоне;
придумать свою песенку и
наиграть ее.

III.Ребенок самостоятельно варьирует при исполнении
произведения

3

II. Педагог предлагает ребенку разнообразить свою игру, меняя
ритм, динамику и пр. Ребенок варьирует после просьбы
педагога,частично проявляет фантазию (минимум разнообразия)

2

I. Не справился с заданием.

1

III.Ребенок самостоятельно верно подбирает знакомую мелодию,
придуманная песенка носит характер законченной пьески
II. Педагог просит ребенка проанализировать направление
движения мелодии, ее ритмические особенности и снова
подобрать по слуху. В придуманной мелодии – песенке
обговаривается характер и жанр. Ребенок частично справился с
заданием (подобрал часть знакомой песни или придуманной)
I. Не справился с заданием.

3

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».